После того, как в студии GAINAX отсняли и показали экспериментальный OAV «Фури Кури», из чащоб индустрии, словно грибы после дождика, начали появляться разного рода аниматоры-экстремалы, пришибленные режиссеры и операторы, с детства не разбирающие цветов. Сам же тип OAV постепенно начал крениться в сторону артхаузного направления. И если «овашки» 90-х принято было ругать за их монотонность и конвейерность, то при описании «овашек» нового века, наоборот, все чаще приходится сетовать на их чрезмерную оригинальность. Якобы оригинальность. На самом деле оригинальным был продукт «Гайнакса», тут не поспоришь, а вот последующие произведения, будь то похождения котят по постоянно меняющемуся миру или бега заключенных из тюрьмы «Мёртвые листья», это уже эксплуатация ранее поданной идеи. Авторы смекнули, что зритель прётся от «сюрреализма», «модных», «оригинальных», «стильных», одним словом, бестолковых вещей, где нет ни смысла, ни логики, ни уж тем более стильности или модности. И плох тот зритель, который наивно полагает, будто эти произведения хоть сколько-то авторские. К сожалению, они не сделаны для какой-либо иной цели, кроме как набить карман.
С одной стороны, «Мёртвые листья» можно назвать плодом бурной фантазии студии Production I.G, с другой вполне логичным коммерческим проектом. За постановку «Листьев» отвечал уже сегодня знаменитый режиссер Имайси Хироюки. Имайси, что странно, «выходец» из GAINAX, но этот фильм поставил на студии-конкуренте. Правда, сказать наверняка к какой точно студии он принадлежит весьма сложно, однако именно с «Гайнаксом» он ассоцируется у зрителя чаще всего. Началом его карьеры принято считать участие в создании «Конца Евангелиона», после которого он был взят в штат разработчиков «Фури Кури». В «Фури Кури» Имайси-сан не занимал какой-либо важной роли, но уже то, что он работал над этим проектом, по-видимому, открыло дорогу вверх. «Мёртвые Листья» это его личный взгляд на то, каким должно быть экспериментальное аниме. И если бы «Фури Кури» ставил Имайси-сан, то он бы получился совсем иным: предельно дерганным, цветастым и сумасбродным. Конечно, к «Фури Кури» все эти эпитеты можно также легко применить, но там эти приёмы, во-первых, играют второстепенную роль, а во-вторых, более сглажены, не так бросаются в глаза. Ведь «Фури Кури» это, прежде всего, эстетика для отаку; резкие тона и резкие цвета, сортирный юмор и такие же стилистические приемы в «Фури Кури» практически отсутствую, ибо их засилье сделало бы произведение пошлым, испортило бы атмосферу. В связи с этим мне очень жаль тех авторов и зрителей, которые видят в «Фури Кури» исключительно динамичную сторону, которые за динамику могут простить что угодно. Главное для таких, чтобы все прыгало и бегало, а за чем это уже дело десятое. И вот именно на них-то и была сделана ставка продюсеров рецензируемого фильма, так как динамика в «Мёртвых Листьях» играет уже не второстепенную, а доминирующую роль (в плане художественного оформления). Более того, новый фильм получился настолько динамичным, что местами попросту превратился в набор дерганных эпизодов (это когда все сменяется столь быстро, что понять происходящее можно лишь перематывая фильм назад). И ладно, если бы все просто быстро сменялось, так тут еще налицо и явно нездоровая подборка цветов. Представьте себе комнату, полностью состоящую из разноцветных блоков и кнопочек, которые ежесекундно мигают разными яркими цветами. А теперь наложите на представленный фон быструю дерганную анимацию с десятками анимационных объектов. То есть, визуальный эффект, конечно, потрясающий, но больше чем на десять минут его не хватает. Потом попросту устают глаза, и мельтешение, творящееся на экране, перестает восприниматься.
Тут я подошел ко второй стадии рецензии.
В отличие от «Фури Кури» новая работа Имайси-сана не является работой, которая замкнута на своей стилистике, она полностью подчинена сюжету. Это сразу заметно хотя бы потому, что иной находки, кроме ярких цветов и мельтешения на экране, автор не придумал, а её, как я уже отметил выше, в лучшем случае хватает на полфильма. И если в «Фури Кури» сюжет был простой подстилкой, так как богатое худоформление неустанно поддерживало интерес, то тут сюжет занимает позицию сверху. В итоге все мельтешение, творящееся на экране, подчинено сюжету и строго ему следует. Сюжет, меж тем, невероятно примитивен и сам по себе, в отрыве от художественной части фильма, не стоит вообще ничего. И, вероятно, ставка автора, точнее сценариста (если он тут вообще что-то делал) была сделана на то, что зритель не станет обращать внимание на сюжет, а будет лишь 50 минут моргать и бороться с надвигающимися приступами синдрома «покемона». Плохая, нужно отметить, ставка. И если уж вы, уважаемый автор, беретесь за сюжет, а вы за него взялись, то не бросайте его на произвол судьбы, додумайте, доделайте, вы же профессионал. Ведь это никуда не годится, что здесь показано. Я, конечно, всецело разделяю ту точку зрения, что в работах, вроде этой, сюжет не главное, но в таких работах должно быть много чего такого, на что при желании можно обратить внимание и оставить сюжетную дурь в стороне. А на что же тут обратить внимание? Смотреть 40 минут на кретина с большим металлическим фаллосом? Или на то, как он кончает. Извольте, что вы обо мне думаете? Была бы тут хоть музыка, как это было в новой «Милашке Хани», так и ее нет. Вот и приходиться смотреть на глупость, происходящую на экране, попутно щурясь и надеясь, что ваше светопредставление не скажется на зрении. Весь фильм пара главных героев куда-то бежит, кого-то крушит и что-то взрывает. Все это показано абсолютно не стильно, совсем не красиво, скучно и пошло; вспоминаются глупенькие американские мультфильмы, где забавные зверушки кидают друг в друга гранаты, стреляют из базуки и тем самым веселят малолеток. Но я то рассчитывал, когда приобретал «Мёртвые Листья», что получу работу, как минимум, оригинально оформленную, а в итоге получил детское действо с не менее детским оформлением.