Рецензия на Бесконечное путешествие корабля Ривиас
Психология и социология - две науки, по которым написаны тысячи книг, сломаны сотни копий и зарыты десятки томагавков (в чью-то голову). Кажется, ну что там еще можно мусолить да переливать из пустого в порожнее? Ан нет, как гласит народная мудрость: «Век живи, век учись - а дураком помрешь!» Ведь человек такая натура, что нет-нет, да и отчубучит что-нибудь такое, что на голову не оденешь. Возьмет да и вылезет невзначай какой-нибудь диктатор, не успеешь оглянуться, а он уже полмира завоевал. Ну, и где же эти хваленные социологи, что не усмотрели? Все-то оно так, только учиться приходится постфактум. Да, в другой раз в точности такого не повторится. Вот так возьми да и прийди в светлые головы японских аниматоров мысль - а что, если сделать мультфильм, в котором тонко переплести отношения людей, но не только на личностном уровне, а и на социальном. Показать наглядно, как происходят революции, рождаются тираны, свергается власть, и во имя благих намерений, которыми, как известно, выстлана дорога в ад, льется кровь. Подумали они так и создали «Бесконечное путешествие корабля Ривиас», а чтобы молодежи интересней было смотреть, главными героями сделали подростков, запустив этот «мирок» подальше в космос.
Буквально пара слов о графике, чтобы потом не получать упреков в однобокости рецензии. Ну, что вам сказать, перед нами стандартный молодежный сериал. Никакого чибиарта, флешбэков, замираний и тому подобного, все скромненько и со вкусом. Персонажи прорисованы довольно аккуратно и детально, чего нельзя сказать об окружающей их действительности. В принципе, на что нам предлагают смотреть большую часть времени? Нашему вниманию предстает утроба большого космического корабля, и это далеко не круизная посудина, а боевой крейсер. Уровень комфорта можете представить себе сами. Получается что-то на манер космического «Тайфуна», только размерами многим больше, со всеми вытекающими из этого красотами, на манер центра управления в Токио 3 из «Евангелиона». Все это перемежевывается с редкими вставками с Земли и - не блещущими разнообразием и продолжительностью - космическими баталиями. В принципе, как я уже не раз подчеркивал, именно такой ход позволяет авторам акцентировать все внимание на персонажах и сюжете, не отвлекая зрителя на «второстепенные» моменты.
А вот что касается смысла, тот каждый видит свою картину, как в калейдоскопе, графика, сюжет, что-то еще неуловимое складываются вместе - и получаем конечное мнение о произведении. Лично для меня эта картина стала социальной. Смотрите, раньше, когда автор хотел создать что-либо подобное, он зачастую сажал своих героев на каравеллу и отправлял бороздить просторы мирового океана, в процессе корабль сбивался с курса, терялся (да мало ли что еще происходило), и он начинал жить своей жизнью. Вы можете себе такое представить в современном мире высоких технологий? Вот и я с трудом. Поднимите руки, у кого есть мобильник? Ну вот, а GPS-приемник? То-то же. Сейчас, чтобы заблудиться на Земле, а тем более имея в руках современное оборудование, надо очень уж постараться. Засим наши герои путешествуют на космическом корабле, в пределах Солнечной системы, но для пущей схожести с «пиратской» романтикой был введен в произведение Гедальт, который с определенной точки зрения заменяет собой земной океан, тем внося в картину элементы неожиданности (бушующий океан – страшная стихия, это не в голом космосе скитаться) и не давая сюжету слишком быстро развиваться аля «полетели, прилетели, все свободны, никто ничего не успел заметить».
Итак, концы отдали, якорь вобрали, ключ на старт, и в форсажных камерах горит топливо. Летим. Ну и, как уже повелось от сотворения мира, в начале был хаос (его придумали программисты), а потом уже пришло понимание, что этой толпой надо как-то управлять. Небольшая оговорка - ребятишки-то в космосе оказались не просто так, а в силу того, что все они приобретали навыки какой-нибудь космофлотской профессии, будь то стюардесса, штурман или же техник. Получаем вводную. Имеется общество, поделенное на «касты», «сословия» вне зависимости от желания каждого отдельно взятого человека (почему он поступил на эту, а не на другую специальность, давайте опустим, не все, что нам хочется, в жизни обязательно исполняется). Вам это ничего не напоминает? Мне как нельзя больше всего это напоминает монархию. А что происходит, если у руля слабохарактерный и, возможно, некомпетентный монарх? Правильно, надо ждать революцию, причем весь народ не обязательно должен быть им недоволен, просто время должно быть смутное, переменчивое, а тут мы на броневичке да с кепкой - раз, раз и в дамки. История знала немало таких примеров.
Что приходит за этим? Совершенно верно - сказки о том, что все равны, что от каждого по способностям, каждому по потребностям, но почему-то вводятся трудодни, продразверстка и карточки на питание. И что характерно, все-то равны, но почему-то всегда кто-то оказывается «равнее» других, особенно те, кто поближе к «кормушке». Смотришь, уже и состоять в добровольной народной дружине гораздо «приятнее», чем работать у станка. Причем далеко не все в верхушке негодяи, взять хотя бы главного героя Кодзи, который работал ответственным по связям с общественностью (местный Левитан). И не его вина/заслуга, что он власть имущий, как-то так получилось, оказался в струе (недаром говорится, не стой под струей). И вот приходит на смену коммунизму (предлагаю предыдущий период назвать именно так) демократия. Что же получается? Бывшая верхушка низложена (всех под одну гребенку, включая непричастных, того же Кодзи), поделом им, кровопийцам. Да вот дело в том, что раньше-то оно, конечно, плохо было, но какой-никакой порядок наблюдался. А теперь что? Народные дружины разогнаны! Все разворовывают, что осталось, процветают азартные игры, бандитизм. Верхушка ничего не делает да и не сильно к этому стремится. Вы жили в постсоветском пространстве в 90-е годы прошлого века? Тогда это про вас!
Нет, вы не подумайте, авторы фильма ничего именно о нас не делали. Они просто моделируют происходящее, используя основы социологии, а подобных примеров история знала несчетное количество, например, Великая Французская революция. Просто я пытаюсь загнать сюжет в привычные для нас рамки. Что же дальше? Существует еще одна политическая сила, которую очень часто не принимают во внимание, а именно армия. И действительно, в армии железный порядок, дисциплина. Наконец, пресытившись «свободой» и порожденной ею беспределом, контроль над ситуацией берут военные (при этом причины, приведшие к подобному перевороту, могут быть абсолютно разные – это уже уходит в плоскость психологии). Про генерала Пиночета наслышаны? Вот-вот. В итоге получаем тоталитарный режим. Вот-тут то все и понимают, как они раньше хорошо жили. Нет, менять, конечно же, надо было, но не такой ценой.
Что же касается психологической стороны картины, то здесь все очень хорошо освещено в избранном комментарии. Однако позволю себе немного поговорить на эту тему, отметив некоторые интересные моменты. Вот, например, Нэя, «душа» корабля «Ривиас», чисто фэнтезийный персонаж в строго научно-фантастическом мире сериала. Говоря начистоту, нравятся мне такие персонажи - эдакая отрешённая (кто-то может сказать аутичная) девочка не от мира сего, погружённая в свои мысли и грустно взирающая на окружающие её страсти (можно вспомнить Кирику из «Нуар» или Аянами Рэй из ЕВЫ). Так вот, Нэя – это своеобразный взгляд свысока на все происходящие, барометр общества, что ли, социального напряжения. Ей непонятны мелочные стремления к власти, престижу, богатству, зато она чутко чувствует боль и страдания, которые в изобилии причиняют друг другу девочки и ребята, собравшиеся на «Ривиасе». Для нее самое дорогое – это жизнь, будь то физическое или моральное существование, ведь унижая человека, втаптывая в грязь, ты убиваешь его.
Еще одна неоднозначная личность в картине – это Кодзи. Вообще-то его отрешенность и паталогическая нерешительность (ведет себя в большинстве случаев, как тряпка) не совсем понятны европейскому человеку. Однако, с точки зрения японской психологии, в нем нет ничего такого. Судите сами, Кодзи всегда плывет по течению, для него главной целью является равновесие, отсутствие конфликтов, он хочет быть хорошим для всех, ни с кем не конфликтовать (чем не восточное спокойствие?). Вот только всем мил не будешь, а своей четко выверенной позиции у него не было до конца картины. Помните «Евангелион» и Синдзи? Именно это тип человека имеет место здесь присутствовать. Вот только ближе к концу он все-таки показывает характер, хотя не так уж и сильно, как к тому привыкли европейцы.
И последнее, помните, я говорил, что толчком к установлению хунты может стать совсем, казалось бы, незаметная деталь. Так вот, одним из зачинщиков, в прошлом спокойным парнем (даже слишком, как для меня, но опять же восточная психология), двигали не жажда власти или богатства, а элементарное чувство страха, чувство страха за судьбу близкого ему человека. Именно так, иногда безопасность (жизнь) одного человека ставится на порядок выше всех остальных. Цель оправдывает средства.
Вот такое вот аниме получилось, каждый видет в нем что-то свое, каждый волен судить о нем сам. Чего и вам желаю.
1681 Прочтений • [Рецензия на Бесконечное путешествие корабля Ривиас] [16.09.2012] [Комментариев: 0]