Зачастую мудрые, духовные люди очень сильно опережают свое время, при жизни их редко понимают, а даже если и осознают их величие, то все равно не до конца. Понимание многих открытий, связанных с материальными ценностями или же психологией, литературой, педагогикой, приходит гораздо позже. Соответственно, тогда же приходит признание и к авторам, при этом данное правило работает в любой стране, и Япония тоже не является исключением. Фильм «Весна Кэндзи» в определенном смысле биографическое произведение, впитавшее в себя дух и жизненные перепетии известного японского писателя Миядзавы Кэндзи.
Первое, что бросается в глаза, это персонажи картины. У Кавамори Сёдзи, в соответствии со стилем писателя, роль главных героев отведена животным. Нет, здесь речь ни в коей мере не идет о царстве природы или о чем бы там ни было, тут демонстрируются именно человеческие взаимоотношения. Просто людские ипостаси вуалируются животной личиной, что, откровенно говоря, является популярным приемом в восточном театре. Да и в русских сказках подобные аллегории используются напропалую. В основном роль героев в фильме отводится кошкам, так что вы в какой-то мере можете себе представить, как нарисовано произведение. Здесь нет особо специфичных приемов изображения пейзажа или персонажей. Если не принимать во внимание местами легкий срыв в трехмерность, являющийся скорее данью моде, все выдержано в стандартных «тонах» (в данном случае я имею в виду не краски, а именно технику). Исключениями являются вспышки вдохновения, напоминающие волны, приносящие на своих гребнях муз и накрывающие главного героя с головой. Очень тонко художникам удалось передать этот момент, буйство графитовых мазков, сливающихся в сказочное полотно, или же поезд, уходящий в никуда, в сердце мира, где чинно вращаются шестеренки-люди. Городок в табакерке и поезд, идущий по Млечному Пути. Графическим образам великолепно соответствуют нередко звучащие стихи Кэндзи. И хотя переводу (английскому или русскому) не дано в полной мере передать их тонкую лиричность, певучие интонации японского языка наполняют сердце каким-то возвышенным чувством, не проходящим долгое время после окончания просмотра.
Как я уже упоминал, по смыслу эта картина биографическая, и, подражая героям произведений Миядзавы Кэндзи, режиссер постарался показать публике жизненный путь писателя. Хотя я и не столь хорошо знаком с творчеством достопочтенного автора, но чем-то оно мне напомнило произведения других творцов, например, «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери или «Сон» Тараса Григорьевича Шевченко. В таких произведениях есть что-то общее, что-то неуловимо близкое. Во-первых, все та же аллегория или ирония, во-вторых, некая неудовлетворенность жизнью, причем не пессимистическое брюзжание, а некий толчок к действию. Конечно, я полностью согласен, нельзя ни в коей мере ставить на одну ступень борца против тирании и ярого буддиста, хотя, не отвергая их методы, можно сказать, что оба преследовали единую цель. Сделать так, чтобы люди стали жить лучше, и в материальном плане, и в духовном. Вот почему их произведения в конце концов обретают признание и известность.
Очень мне понравилась манера преподавания прототипа Кэндзи, молодого учителя, хотя, конечно, я отдаю себе отчет, что в большей степени она была обоснована его вероисповеданием. Однако именно буддизм, благодаря своему учению о взаимосвязи всего сущего, как нельзя лучше перекликается с современными педагогическими приемами. Для своих учеников он был и наставником, и другом, а знания черпались не только лишь из книг и нудных нравоучений, а из окружающего мира и игр. Ведь верно подмечено, что хороший учитель не сухо излагает материал, он его преподносит в игровой манере. Чем-то мне это напомнило учителей «будущего» из романа «Полдень, ХХII век» братьев Стругацких.
Еще режисеру точно удалось передать внутреннее состояние писателя-творца. Ту неугасающую спонтанную энергию, присущую людям этого типа. Они никогда не могут сидеть на месте, душа их все время томится и находится в поиске вдохновения, и когда оно наконец приходит, окружающий мир перестает существовать, человек погружается в мир грез, но прикосновение музы столь приятно, сколь и скоротечно. Опять же благодаря такому складу ума подобные люди редко практичны, они идеализируют мир и стараются разделить его на черное-белое, отчего зачастую и страдают. В то время, как их друзья детства, разделявшие в молодости взгляды на жизнь, меняются и плывут по течению, бунтари стремятся прогнуть мир под себя, а удается это не каждому. Деньги если и попадают к ним в руки, то не приносят счастья и быстро уходят, а другие этого не понимают и считают подобных людей не от мира сего или же говорят, что у них ветер в голове. Хуже всего, когда того же мнения придерживаются твои близкие. Если же зажиточный человек хочет вкусить хлеб простого работяги, как случилось с героем фильма, то это воспринимается всего лишь как фарс, народ только и скажет, вот, с жиру бесится, и будет рад любой неудаче ближнего своего.
Итак, на примере биографической повести одного человека Кавамори Сёдзи удалось показать основные радости и горести творческой личности. Отобразить на экране то, что делает ее непохожей на всех остальных. В какой-то мере такие люди несчастны, потому что тяжело быть не таким как все, но с другой стороны мгновение их счастья стоит тысячи простых мгновений. Я полностью согласен с высказыванием, что лучше прожить тридцать лет орлом в облаках, чем триста лет клевать падаль. В общем, пока ты жив - борись!
904 Прочтений • [Рецензия на Весна Кэндзи] [16.09.2012] [Комментариев: 0]