Рецензия на Люпен III: Тайна алмазов-близнецов (спецвыпуск 08)
Знаете ли вы, что такое гусь? Вернее так - знаете ли вы, что такое фильм не о герое «без страха и упрека», а о плутоватом прохвосте? Кино, в котором в пику американским агентам главный герой может надеяться только лишь на свою сообразительность, ловкость и, конечно же, чувство юмора. При этом по части суперсовременных «агентурных» прибамбасов он безбожно отстает, но в то же время в проигрыше не остается и пользуется не меньшей популярностью у особ противоположного пола.
Действительно, в последнее время создается впечатление, что не сопереживаешь главному герою, а только лишь ждешь, какой гаджет из своего перечня он применит сейчас. То ли дело старое доброе французское кино, фильмы с Бельмондо (главным хорошим плохишом Франции). Вообще-то практически в каждой стране есть «плохие» герои, которые почему-то оказываются хорошими и вызывают нескрываемую симпатию. У нас это незабвенный сын турецкоподданного, а именно Остап Бендер, у французов – это Люпен, у американцев, ну, положим, Бонни и Клайд. «А у японцев?» - спросите вы. Ну, конечно же, стыдно не иметь такую яркую личность. И зовут его не иначе, как Арсен Люпен Третий, хотя его в основном не зовут, он сам приходит. Что? Не тот ли это Люпен, что у французов? Возможно, у них и есть далекие корни, даже не так, они точно есть, но с большой долей уверенности можно сказать «нет» - это два совершенно разных персонажа. Однако если в самых первых картинах главный герой представал в несколько американизированном облике, то чем больше снималось экранизаций манги, тем Люпен становился все более и более европейским. А уж снято с семидесятых годов-то было немало, уж поверьте, но обо всем по порядку.
Дорогие мои читатели, в первых строках обсуждения буквально пару слов о графике. Просто, все очень просто и незамысловато, как рисованные титры из картин с Луи де Фюнесом. Ну, возможно, я и переборщил, но в действительности никакого упора на детализацию не делалось. Скорее так, привычный стиль и графика семидесятых, и это при том, что картина снята на рубеже этого столетия. Возникает естественный вопрос - почему? Да все потому, что экранизируется манга на протяжении уже нескольких десятилетий и, между прочим, весьма успешно.
А впрочем, что это я о графике да о графике, ведь не в ней же дело. Так в чем же соль? В харизме, именно в харизме героев. Перед нами Люпен – не красавец, но обаятельный, находчивый и авантюрный симпатяга, не в ладах с законом, но не забывающий друзей, прохвост и юморист. Именно тот набор качеств, который позволяет человеку выглядеть притязательно и в то же время не быть абсолютно правильным. Нет, он не Джеймс Бонд и не Робин Гуд. Ему нет дела до жертв ради идеи, он довольствуется состраданием к человеку, ему не нужны масштабы государств. Люпен не альтруист, и дело личного благосостояния ему гораздо важнее. При этом он не является американским «ганста» - беспредельщиком, а скорее великим французским комбинатором, уроженцем Японии.
А еще в картине есть Каланча – коммисар-недотепа. Хотелось бы сделать небольшое лирическое отступление. Наверное, вы могли уже заметить, что в американских фильмах практически никогда не высмеивается полиция (я не имею в виду «Полицейскую академию» и фильмы подобного толка, а скорее детективы, пусть и с элементами комедии). Так вот, даже если главный герой «плохой», и он обыгрывает стражей порядка, все равно это выглядит как дуэль равных, просто полицейским в этот раз не повезло. То ли дело кино французское, их хлебом не корми, дай высмеять родных жандармов, выставить их неумехами и недалекими буквоедами. Такая вот особенность менталитета (кстати, люди бывшего СССР тоже недалеко от этого ушли и не упускают возможности посмеяться над родной милицией). Именно поэтому аниматоры из страны «Вечно восходящего солнца» воссоздали образ комисара именно в французском стиле, за что им отдельное спасибо. Персонаж получился будь здоров: исполнительный, твердолобый, но в отличие от американских блюстителей правопорядка он не размахивает оружием без остановки и не старается нацепить наручники на все, что движется. И еще одно качество жандармов, отличающее их от американских коллег: в случае, если вмешивается какая-либо третья сила (что мы и наблюдаем в картине), и жандарм оказывается по одну сторону баррикад с «плохим», то он не бьет себя пяткой в грудь и не кричит: «Чем воевать бок о бок с преступником, лучше я погибну». Как сказали бы одесситы: «Не смешите мои тапочки!» - так бывает только в кино, а в жизни главное спасти свою шкуру.
И, конечно, куда же главному герою без верных, заботливых и преданных друзей, которые в любой момент протянут руку помощи и помогут не протянуть ноги. С Дзигэном и Гоэмоном все предельно ясно, Дзигэн в любой момент готов появиться, как черт из табакерки, с каким-нибудь очень полезным техническим приспособлением, а меч Гоэмона всегда придет на помощь и изрубит танки в капусту. Хотя, несомненно, самая преданная – это красотка Фудзико, готова предать в любой момент (кинуть на деньги или нечто в этом роде), заботливая, потому что заботится о своем благосостоянии, а вот все-таки поможет в трудную минуту.
Как и в любом другом авантюрно-детективно-комедийном фильме, здесь не обошлось без сексапильных девушек. Одна, как уже повелось, распутная и авантюрная сорвиголова, под стать самому Люпену, ей палец в рот не клади, откусит по самую шею. А вторая, конечно же, прекрасная незнакомка и пренепременно член Сопротивления, а еще лучше - наследная принцесса. Почему именно Сопротивления? Очень просто, в любом приключенческом фильме должна быть загадка и две ярко выраженные стороны, одна из них хорошая, вторая же, соответственно, плохая, и непременно какая-нибудь тайна или древняя легенда. А все могло бы начинаться так: «Родриге, подойди ко мне. Я должен открыть тебе страшную тайну, я не твой отец, я твой бабушк!».
Конечно, могло бы, будь картина снята в Бразилии, но здесь история иная. Главному герою достается артефакт, скорее даже ключ от чего-то, причем, спешу заметить, что достается вполне законным путем. И действительно, ну не пристало хорошему герою, хотя он и «плохой», воровать основной предмет фильма, тем более что получить его практически у смертного одра близкого человека гораздо загадочнее и романтичнее. Однако если Люпен, его друзья и даже Каланча – «хорошие», то кто же тогда плохой? Ну, плохих людей вообще много, однако тут особый случай, дело пахнет керосином, а точнее восточными специями и пряностями, стало быть артефакт приводит в бывшую французскую колонию. Вот ведь не дают покоя французам их имперские амбиции, а Восток он, как известно, дело тонкое, и все тут замешено на очень крепкой старой закваске - древние враждующие кланы, спрятанные несметные сокровища. А там, где сокровища, там и власть имущие. Кажется, у вас и так много, куда ж вы на рожон, но все жадность, ох, глаза их загребущие! А самым «плохим» оказался... Ага, так я и сказал! Смотрите, да увидите! Но, как известно, добро всегда побеждает зло, кто победил, тот и добрый! А в этот раз победили задор, авантюризм, вера и любовь. Ну, кто бы сомневался!
В общем, спешу заметить, что это самое «французское» аниме из всех, что мне доводилось видеть. Весь стиль, динамика, юмор выдержан именно в том ключе, что и лучшие фильмы страны Эйфелевой башни.