Во времена оны экранизации видеоигр были в большом почёте. В принципе, любят их и поныне, но сейчас внимание «экранизаторов» по не вполне понятным причинам сосредоточено преимущественно на «симуляторах свиданий» в ущерб всем прочим жанрам. Судя по всему, началом этой тенденции была именно экранизация игр серии Sakura Wars, гибрида симулятора гигантских роботов и симулятора свиданий. Этих игр я в глаза не видел и с трудом представляю, как именно жанры в них совмещались, однако в Японии они очень популярны до сих пор, а конгломерат их экранизаций хоть и не достиг подобного успеха, для нынешнего времени исключительно массивен и разнообразен. Началом его является вот этот небольшой видеосериал.
Из всех инкарнаций «Сакуры» в нашей стране наиболее известен полнометражный фильм, снятый на производственный мощностях великой и могучей Production I.G и долгое время остававшийся самым красивым и технически совершенным фильмом современности. Впрочем, практически всё, что анимации не касается, в нём хромало (разумеется, по гамбургскому счёту, а не сравнительно с другими «Сакурами») на многие конечности, из-за чего известность его скорее отрицательная. Я сам в своё время написал про него немало нехороших слов и понимаю, что он едва ли понравится многим, но всё же у него есть некоторое очарование и обаяние, какая-то теплота, из-за которой хочется закрыть глаза на многие недостатки. К недостаткам и фильма, и проекта в целом обыкновенно относят убогих роботов, отсутствующий сюжет и то, что, мол, «Сакура – дура». Что ж, в высоком интеллектуальном уровне её действительно обвинить нельзя.
Однако оставим фильм и вернёмся к видеосериалу. Он включает в себя сюжет первой игры серии (да, там был сюжет) и рассказывает о том, как была образована команда главных героинь, которая занимает центральное место в продолжениях, в том числе и в уже упомянутом полнометражном фильме. Заметим, что во всё том же фильме они были, пожалуй, идеальной командой с точки зрения отношений и взаимодействия, но здесь ничего подобного нет: немалую часть экранного времени (которого и без того не особенно много) занимают всяческие конфликты и коллизии преимущественно профессионального свойства: не дают главной героине главную же роль, завистники подсиживают и тому подобное. По ходу развития сюжета (во второй половине) возникают и коллизии любовные (если эти прозрачные полунамёки можно так назвать) – и они производят столь же удручающее впечатление, ибо в не меньшей степени грешат надуманностью и неправдоподобностью, а явившийся прямиком из игры главный мужской персонаж, так сказать, альтер-эго зрителя, сильно напоминает стандартного героя молодёжных аниме-комедий. Каковым он, в сущности, и является.
Основная проблема «Сакуры» заключается в том, что нельзя определённо сказать, что именно хотели сделать авторы: серьёзный фильм-про-роботов или милую бытовую комедию. Хотелось бы, конечно, верить в истинность второго варианта, тем более что собственно роботы и сражения с Адскими Демонами занимают в картине далеко не центральное место, - но вполне возможен и первый, тем более что история учит: экранизации видеоигр любого жанра обыкновенно отличаются звериной серьёзностью и совершенно убойным пафосом (см., например, недавнюю Последнюю фантазию VII). К тому же за окном во время выхода «Сакуры» был 1997 год, когда мода на фрустрацию и научное правдоподобие в жанре «гигантских роботов» была в самом расцвете. Впрочем, как раз с правдоподобием тут всё ясно. Несмотря на то, что именно его отсутствие обыкновенно вменяется «Сакуре» в числе наиболее серьёзных недостатков, и хотя с реализмом у неё действительно туго (где вы видели такие машины да ещё и в начале прошлого века?), это скорее не недостаток конкретного произведения, а издержки жанра. Очевидно, что с научной точки зрения все меха-сериалы (кроме, может быть, «Аргенто Сомы») неправдоподобны и несостоятельны. Ходячих самоваров и летающих кофемолок «Сакуры» тоже не может существовать в прозаическом реальном мире, но в мире двадцатых годов двадцатого века, когда происходит действие фильма, когда люди с оптимизмом смотрели в будущее, а наука ещё казалась всесильной – почему бы и нет? К тому же они просто радуют глаз – как, впрочем, и девушки, которые ими управляют.
Правда, великолепный дизайн оригинальных игр здесь несколько переделан из соображений соответствия стандартам «кавая» девяностых годов (см. «Утену», «Икс», «Рубак» и иже с ними) – например, глаза большинства героинь существенно больше, чем в оригинале, и из-за этого невероятно милые и обаятельные девочки становятся похожи на достаточно стандартных персонажей аниме тех времён: своеобразная жёсткая и несколько угловатая прорисовка, характерная для того времени, лишённая нежности и теплоты, которые составляют немалую часть обаяния «Сакуры». Тут скорее бы подошёл визуальный ряд сериалов начала «нулевых» с их мягкими полутонами и чуть размытыми линиями – всё равно с технической точки зрения уровень анимации вполне сопоставим.
Может показаться, что в таком фильме графика не только не играет определяющей роли, но и вообще не играет никакой роли, однако это не вполне верно. Дело в том, что сюжет данного произведения весьма сумбурен и несобран (конечно, не «Голос далёких звёзд», но местами – уже где-то рядом), изобилует надуманными «психологическими проблемами», постоянно совершает мало чем обоснованные пространственно-временные скачки и по причине всего этого совершенно недееспособен. Каких-либо небанальных идей также не наблюдается, а за сим зрителю остаётся только смотреть на повседневную жизнь симпатичных девушек и умиляться (это придётся по вкусу далеко не всем, но любителей всё же немало) – наблюдать, как эти прелестные создания играют в опере, катаются на пароходе по заливу, ходят в синтоистский храм, по магазинам и на танцы. Уберите отсюда роботов и борьбу с условным противником – и фильм ничего не потеряет, а, напротив, приобретёт, потому как боевая его часть весьма посредственна и порою даже навевает мысли о махо-сёдзё в самой запущенной стадии. Однако для того, чтобы просто наблюдать за жизнью и получать от этого удовольствие, на неё должно быть приятно смотреть, а качество видеоряда здесь достаточно посредственное – чёрт бы со сражениями (нарисованными, на самом деле, не так уж плохо), но пейзажи (в том числе городские) и интерьеры зачастую выглядят тускло и недостаточно детально, что сильно смазывает общее впечатление. Хотя в целом анимация не так уж плоха, а порой встречаются и совершенно великолепные кадры, причём в первой половине сериала их больше, чем во второй.
Созерцание неспешной жизни героинь, которые отнюдь не торопятся жить, создаёт ощущение гармонии, тихой радости, и попытки авторов внести в эту картину конфликты и интриги (не забудем, на дворе 1997 год, аниме-режиссёры не мыслят себе меха-сериала без таких вещей) этому ощущению только мешают. Судя по всему, они всё-таки хотели создать нечто серьёзное и относительно глубокое – но беда в том, что при всех стараниях на подлинную серьёзность «Сакура» никак не тянет. Эта небольшая история – не лучшая в серии, приятное послевкусие, остающееся после неё, всё же серьёзно подпорчено потугами на смысл (наличие такового тоже иногда нежелательно). И если вы всё же соберётесь её смотреть, лучше не обращайте внимания на сюжет и сражения. Просто игнорируйте их. Чем возмущаться прискорбно низким качеством и того, и другого, не лучше ли посмотреть на мирную жизнь красивых девушек? Да, такой фокус проходит далеко не с каждым фильмом, но с «Сакурой» - вполне, потому что, несмотря ни на что, это удивительно умиротворяющая, добрая и светлая история.