В середине 2004 года с экранов сошла одна из тех задорных комедий, которые создаются на Востоке, но лучше всего воспринимаются на Западе, а все лишь потому, что смеются японцы в новом сериале не над чужаками и их образом жизни, а над своим, местным. Вообще, элемент высмеивания культуры родной страны встречается в работе японских аниматоров не часто, намного чаще они издеваются над китайцами и их пандами, над французами и их едой, над русским алфавитом и мускулистыми ребятами из американских боевиков.
«2х2 Синобу» - это почти пять часов уморительных похождений непутевых ниндзя, которых автор ставит во всевозможные неловкие положения, стремясь создать пародийную комедию, цель которой посмеяться не над чем-то далеким, а над своим родным. Подобная задумка, нужно отметить, весьма нова и интересна, потому что для издевательств над глупыми гайдзинами большого ума не нужно, в то время как, смеясь над собой, автор не только делает своеобразный выпад в сторону родной истории и культуры, но и показывает сам факт возможности такого выпада. И тут, наверное, произведение должны были (за его культурный выпад) «закидать шапками», если бы не одна находка, которая придала всей этой истории форму своеобразной культкорректности. Получилось так, что герои «Синобу» хоть и показаны идиотами, но воспринимаются не как персонажи истории, а исключительно как комичные фигурки, которым пытались придать образ таких персонажей. Но попытка, однако, вышла боком, потому что вместо карикатуры на ниндзя у автора получилась карикатура на отаку.
И вот тут-то начинается самое интересное, потому что отаку – это единственный в Японии персонаж, над которым издеваются все и везде, и при этом такое издевательство всячески поощряется. Более того, сама их культура и поведение благоприятствует такому отношению. Вспомним хотя бы японские анимационные фильмы, то есть, ту родную среду, где эти самые отаку производятся и культивируются. Уже тут, в этих аниме, начинается процесс самоунижения, где перед одним зрителем унижают других зрителей. Для примера можно взять хотя бы серьезный «Ганц», где всех людей, надевших костюмы, называют отаку по той лишь причине, что они надели костюмы, а значит перестали быть похожими на окружающих, получили статус «ненормальных» и попросту превратились в объект насмешек. На самом деле примеров аниме, в которых отаку выставляют круглыми дураками или, в лучшем случае, сдвинутыми, как в «Гэнсикэне» или «Отаку но видео», очень много. В результате этого культурного феномена сами отаку не только непроизвольно верят в свою несостоятельность и ненормальность, но и начинают все насмешки над собой считать своим личным достижением, что, в свою очередь, лишь усиливает их неполноценность и, как следствие, вызывает еще больше насмешек со стороны рядовых граждан. Таким образом, получается, что «2х2 Синобу» - это фильм вовсе не о ниндзя и уж тем более не пародия на ниндзя, а исключительно очередная смешинка на тему отаку, но настолько завуалированная, что суть ее понимаешь ближе к концу.
Сами же комедийно-пародийные приемы, использованные в этом аниме, не новы, но, признаться, весьма занимательны, даже если учитывать то, что все они держатся на пошловатом юморе и этти-сценках. Ниндзя-отаку в данном случае делают примерно то же, что в 1989 году делал в «Рамме» Хаппосай (особенно хороша аналогия в эпизоде с игрушечной машинкой), а значит весь сюжет сводится лишь к одному – к попыткам заполучить нижнее белье главных героинь или самих героинь. Эпизоды, будь то празднование нового года или поход на горячие источники, пронизаны знакомым хаппосаевским юморком, что дает повод осудить данный подход весьма строго, вспомнив при этом хотя бы тот факт, что в последнее время большая часть комедий пестрит сенэновским юмором. Недавно вышедший сериал «Он мой хозяин» от GAINAX замечательно иллюстрирует мои мысли. А если учесть, что кроме сексуального юмора в «2х2» нет абсолютно ничего, то вопрос о ценности произведения отпадает сам по себе, что заодно объясняет его относительно слабую популярность среди массовой аудитории как у себя на родине, так и за рубежом.
И тем не менее, смотреть «2х2» по-своему интересно, а местами и вовсе приятно, что на фоне огромного рынка сенэн-комедий кажется удивительным. И в данном случае не совсем понятно, чем автор, создавший по сути банальную поделку, смог увлечь зрителя, заставив смеяться над второсортной пошлостью (сценка про то, у кого длиннее, незабываема!)? Если попытаться найти формальный ответ на этот вопрос, то им мог бы быть выпад в сторону кавайности. Мол, тут все красиво и очень мило, поэтому здорово, а сексуальный юмор, наложенный на кавайные декорации, вообще многократно выигрывает от этой комбинации. Но это ответ, повторюсь, формальный. Для отписки. На самом же деле, как мне кажется, популярностью «Синобу» обязана исключительно своим подтруниванием над отаку, которые, что греха таить, и составляют основную аудиторию этого произведения, ища в нем лишний повод быть не только упомянутым, но и в лучшем случае униженным, а унижение для этой братии, как показывает практика и факты, служит не чем иным, как воздухом, чтобы дышать в своем маленьком, загнивающем мирке.
665 Прочтений • [Рецензия на Дважды два - это Синобу] [16.09.2012] [Комментариев: 0]