«Махороматик» своеобразная гайнаксовская сказка о любви, в тончайшей форме высмеивающая всю японскую анимацию. Нужно отметить, что в последнее время для этой студии нечто подобное стало уже привычным делом. Во втором произведении авторы делают отсылку на первое, а в третьем на второе.
История про автоматическую горничную получилась невероятно странной. Все дело в том, что авторы смешали по сути два не очень совместимых жанра: романтическую кавайную комедию и футуристический меха-экшн, причем героиня Махоро играет главную роль в обоих жанрах. В комедии она милейший типаж чудаковатой девочки; в экшне суровый боец-андроид, бьющий разную инопланетную нечисть.
Само собой, подобное совмещение происходит не в первый раз. Нечто похожее в той или иной ипостаси уже было в разнообразных сериалах, однако нельзя погрешить против истинны, «Махороматик» выглядит на фоне конкурентов весьма привлекательно. Главное, что правильно сделали авторы, не стали уделять больше внимания войне, чем домашней повседневности. В свое время подобную ошибку допустили в «Стальной тревоге!» и, возможно, в сериале «Моя девушка совершенное оружие». Ошибка привела к тому, что герои в этих сериалах не успели прижиться к зрителю, так как все время воевали и сражались, а любви и отношениям уделяли меньше времени. В «Махороматике» все как раз наоборот: на первом месте любовь, хоть и очень своеобразная, а уже на втором экшн.
Главный герой этого сериала школьник. Главная героиня военный робот, которого демобилизовали на гражданку. Теперь, забросив войну, она может заниматься всем, чей захочется. Ей захотелось помогать людям, и она стала домашней горничной, а на работу ее взял как раз тот самый школьник, главный герой. Ближе к концу сериала оба персонажа так привыкли друг к другу, что расставание между ними было немыслимо, однако счетчик девушки-робота тикает, говоря о том, что жить ей осталось совсем чуть-чуть…
Режиссер «Махороматика» президент «Гайнакса» Ямага Хироюки. Нельзя сказать, что он очень уж плодовит на всевозможные произведения, однако иной раз может создать вещи не хуже, чем его коллега Анно Хидэаки, а это уже многого стоит. Тем не менее, нельзя не отметить, что Ямага чересчур склонен к пародированию. Это подтверждает явно пародийная атмосфера «Махороматика» и его следующий сериал «Абэнобаси», где Ямага не стал скромничать и развернулся на полную катушку. Вообще, пародия вещь тонкая: многие ее могут не понять, а многие просто не принять. К тому же нужно всегда знать меру и не доводить ее до откровенного маразма, когда пародируется все на свете и при том почти без всякого на то основания и перерыва. Так было в «Абэнобаси». В «Махороматике», к счастью, все намного лучше. Пародия тут, как я написал в самом начале, очень удачна. Она не высмеивает нечто конкретное (хотя пару примеров привести можно); она высмеивает всю японскую анимацию в целом. То есть, в отличие от других произведений, тут трудно заметить явную пародию одного персонажа на другого, однако сама пародийная атмосфера фильма чувствуется практически с первых кадров, а апогей наступает при фразе: «а дальше, как и в любом приличном сериале, фансервиса у нас будет еще больше».
Таким образом, если все сводить к общему знаменателю, то получается, что «Махороматик» Ямаги Хироюки удачен сразу по двум флангам. Во-первых, сериал замечательно сочетает не очень сочетаемые жанры. Во-вторых, это произведение почти всегда увлекательно за счет пародийной атмосферы, которая вбирает в себя почти все самые лучшие находки как экшн-аниме, так и комедийно-романтической анимации.