Для кого-то это недостаток, для кого-то несомненное достоинство, но «Рассвет Марса» не стремится подарить своим зрителям какие-то дополнительные ощущения, кроме как удовольствие от просмотра. Насыщенные краски, качественная анимация, великолепный ансамбль сэйю, приключенческо-фантастическая история с пиратами и юмором – и хорошее настроение в нагрузку.
Обошлось без глубоких мыслей, открытий или смыслов. Без пространных флешбэков или объяснений мира. И даже без драматических переломов черепа, изощрённых детективных ходов или запутанных мотиваций. Никакого потакания эстетским либо испорченным вкусам, как с визуальной, так и сюжетной точки зрения. Пиратское аниме в чистом виде: по-хорошему пародийное и при этом неожиданно «свежее» на фоне собратьев по жанру.
Хотя в сериале присутствуют меха, отсутствует «философский» подтекст их использования, традиционный для меха-сёнэнов. Kenran Butoh Sai, то есть, «Великолепное Танго» в названии – это характеристика профессионального управления роботом, но упоминается сей термин только один раз. Меха здесь всего лишь вид боевой техники под названием «Щит». Есть супер-крутые «Щиты», есть попроще и послабее. Но опыт пилота многое определяет. Когда же в кабине оказывается подросток, то он остаётся подростком.
Соблюдено единственное правило: в первой же серии главный герой Грам Ривер получает свой «Щит». Способ получения загадочен... и в итоге остаётся таковым. Принимая во внимание тот факт, что работа Грама была связана с разными механизмами и машинами, не приходится удивляться тому, что он стал хорошим пилотом.
С главного героя, кстати, и начинаются расхождения с каноническим сюжетом меха-сёнэна: в «Рассвете Марса» если кто и взрослеет, так это некоторые девушки, а вот сам Грам остаётся прежним: оптимистичным, работоспособным, отзывчивым, с кулинарными талантами и со своей давнишней, вполне выполнимой мечтой. Реалист, знающий цену и обещаниям, и деньгам, практик, любящий приключения, но привыкший к ответственности. Редкий пример целостного характера, он идеально подходит к общему настрою сериала, в котором практически нет места для трагедий.
Что же остаётся за вычетом слёз, истерик и трудного процесса самосовершенствования? Места хватило для множества ярких персонажей, как мужских, так и женских. Команда «Судна Рассвета» состоит из неординарных личностей, второстепенные или эпизодические характеры не уступают в выразительности. Каждый в меру забавен, в меру серьёзен и, безусловно, интересен – настолько, что мучительно не хватает предысторий или дополнительных серий, посвящённых, к примеру, Пойпойде, Кларе, Эстеле или Кабернесу. Однако каждый персонаж раскрывается исключительно в действии, в поступках и реакциях на происходящее. Об их прошлом почти ничего не известно, тем не менее, не возникает вопроса «Почему они стали пиратами?»
Жажда приключений, любовь к морю и нежелание послушно плыть по волнам – герои поочерёдно и «хором» демонстрируют свою приверженность пиратской философии, не растрачиваясь на слова. Ещё есть стремление обрести друзей, подлинную семью и дом – и таким образом стать самим собой. Это хорошо видно по Эноре, которая обрела своё счастье на борту пиратской подводной лодки, и счастье это состояло в том, чтобы помогать Граму на кухне и каждый день видеть рядом с собой настоящих, живых людей. И быть просто девушкой, пусть и с замашками «принцессы».
В «Рассвете Марса» следует выделить обманчивую простоту характеров: многие персонажи кажутся слишком понятными, но вот новый поворот сюжета – и они ведут себя совсем не так, как можно ожидать. Например, Энора, на первый взгляд, очередная «цундэрэ» – наглая вредина, привыкшая получать всё, что пожелает. В действительности она гораздо понятливее и очень быстро вливается в коллектив. Другой пример – Ягами «Синигами», поначалу демонстрирующий повадки эгоиста и гордеца. Он действительно любит задирать нос, но не позволяет себе глупых выходок или ревности к тому, кто потеснил его на пьедестале «лучшего пилота».
Отдельного упоминания заслуживает Пойпойда – дельфин-белуха в скафандре, позволяющем передвигаться посуху. Это равноправный член команды, и, вроде бы, его можно заменить человеком, но насколько б это обесцветило действие и лишило происходящее запоминающихся мелочей! Точно так же как Клара могла бы быть немолодой, но сильной и смелой женщиной-оператором, что соответствует её голосу, характеру и знаниям. Но тот факт, что она – говорящая кошка, добавляет сериалу солидную долю веселья. Чего стоит её привычка сидеть у кого-нибудь на голове во время планирования предстоящих операций!..
Для тех зрителей, которые знакомы с другими работами студии BONES, будет привычно видеть сильных женщин, отважных девушек и решительных старух – впрочем, феминистичность реализуется здесь не без иронии... Как и всё остальное.
Странное дело, но хотя «Рассвет Марса» – однозначно несерьёзный, а в некоторых сериях подчёркнуто комедийный сериал, персонажи здесь редко совершают чисто детские поступки. Они могут дурачиться или рисковать вслепую, быть смешными или нелепыми, но вот незрелости в них нет. Единственное исключение – лейтенант Вестемона, чей максимализм, обидчивость и слепота по отношению к другим и самой себе особенно заметны на фоне поступков Грама или добродушного и ленивого капитана Специального отряда Военных Сил Земли. Окружающие нянчатся с девушкой, понимая, что именно ей движет, она же рвётся напролом... с ожидаемым результатом.
Для пиратских приключений столкновения с военными – важный элемент сюжета, в который также входят стычки с другими пиратами, грабежи, путешествия, поиски сокровищ и пиратские будни. Последнее немаловажно: деталям и мелочам отведено значительное место, и серии «просто про жизнь» оказываются не менее, а то и более интересными, чем серии боевые. Совместные пьянки, празднование дня рождения, ремонт, уборка и даже косплей – всё то, что позволяет оживить характеры героев и наполнить сериал обязательным для пиратского жанра лёгким безумием.
Действие происходит на Марсе далекого будущего. Распространены высокие технологии, однако и классическая пиратская тематика в сериале освоена на «отлично»: сражения на саблях, призраки, глубоководные чудовища и горки золотых монет приятно соседствуют с лазерами, искусственным интеллектом и спутниками слежения. И конечно, всё это объединяют бескрайние просторы моря.
Здесь не спасают мир – как правильно заметил глава подпольного движения Поу, для такой работы требуется много десятилетий упорного труда, и никто из ныне живущих не увидит результат. Здесь спасают команду, себя и друзей. Здесь определяют своё место – и выполняют нужную другим работу. Поэтому в этом нетипичном меха-сёнэне так мало пафосных речей, чего бы они ни касались – героизма или любви.
«Рассвет Марса» трудно упрекать в том, что он недостаточно «глубок» - с самого начала понятно: здесь все «с приветом», начиная со вспыльчивой капитанши-атаманши и заканчивая роботом с подрисованными усами и прозвищем «Дедуля». Ну и что? Разве для настоящих приключений надо быть серьёзным?..
860 Прочтений • [Рецензия на Рассвет Марса] [16.09.2012] [Комментариев: 0]