Это случилось, это всё-таки произошло. Очереди в кассу не сломили меня, подзабывшего уж, что это такое, не сломило и трёхчасовое кукование в ближайшем макдональдсе до начала следующего сеанса (на текущий билетов не оказалось), и вот я, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, три добрых часа просидел в кресле десятого ряда, после чего вышел вон и отправился на развесёлом полуночном метро по домам.
Теперь у меня есть, что сказать миру. Теперь, как в песне поётся, их есть у меня.
Начну не о фильме, о нём завсегда успеется. Да и книгу профессора Толкиена трогать не буду побьют. Дело, конечно же, в ней и только в ней, однако так уж сложилась судьба этого произведения, что слишком большое количество совершенно разных людей как-то связывают себя в этом мире с «Властелином», а некоторые из них даже не представляют своей без него жизни как всякое культовое произведение (простите меня за это обзывательство), этот скромных размеров трёхтомничек оказался распахнувшимся навстречу нашим пытливым взорам новым миром.
Да-да, целым миром, господа не читавшие, бывает в жизни и такое. Таким же точно миром, как наш. Со своими страстями, со своими недостатками, со своей историей и своими жителями. Единственным отличием мира, придуманного и со вкусом поданного нам Профессором, от мира настоящего является то, что для любого из нас он уникален. Все знают, что такое мир реальности, и каждый знает, что остальные видят то же самое, почти так же всё это воспринимают, иногда согласно с вами думают и, вообще говоря, точно так же, как и вы, хотят жрать, спать и дышать. Мир реальности это базарная площадь, где пересекаются миллионы судеб, где протекает процесс, именуемый жизнью каждого из нас. Совсем другой мир Средиземья.
Вы не читаете буквы, вы заглядываете в пропасть. Там широко, глубоко, и пока что абсолютно черно. Поначалу. Но вот всемогущий Автор берёт вашу руку, вручает ей кисть и говорит творите! Нарисуйте себе величие Лориенского Леса, несокрушимость Исенградской Твердыни, вообразите тихое дождливое утро в Хоббитоне, когда главы добрых семейств восседают с разожжёнными трубками у каминов, представьте себе благородную красоту эльфов, свирепость орков, неуёмную силу и такую же неуёмную жадность гномов. Представили, вообразили, нарисовали маслом, мелками и углём по непроглядной черноте?
Рука дрожит не беда. Сказано, лиха беда начало. Дальше будет проще.
Читатель не бесправен, он может бросить этот каторжный труд в любой момент, но ожидающее трудолюбивого вознаграждение способно превысить любую плату, которую только может предоставить наша реальность. Подарком вам станет настоящий, живой, фантастически красивый мир, мир вашей мечты. Именно вашей, потому что только вам дано его лицезреть, рука Мастера ведь только почудилась... что такое сюжетные коллизии да переживания пары-тройки персонажей? Миг, и всё уже завершено! Но трава всё так же колышется на ветру, всё так же притихла земля у могил павших героев, всё так же грозен Ородруин и так же величественны подземные столицы гномьих королей.
Чудо! Если реальный мир един для всех, и никто не вправе менять законы его жизни, то вокруг книги вырастет дивное соцветие миров, порождаемых нашим восторгом, нашей фантазией, нашим стремлением к чему-то, вовсе не обязательно светлому, но именно что далёкому, недосягаемо далёкому, однако от этого не менее желанному.
Кто-то считает подобные фантазии юношеским эскапизмом, кто-то и вовсе богохульством. Что ж, бывает и такое, какие только потаённые струны не задевает в процессе общения с тобой напрочь позабытый на первой захватывающей сцене автор. Вот только не правы те, кто говорит, что это только эскапизм, и только богохульство, и только желание не видеть собственной убогости и убогости этого мира. Не только, совсем не только. Есть многое на свете, друг Горацио...
Не буду обращаться к людям, категорически не приемлющим собственный внутренний мир им нечего будет раскрасить, не стану взывать и к тем, кто считает игру воображения скучнейшей из игр не дано им сил, чтобы творить. Ханжам, угрюмым невеждам, матёрым реалистам всех мастей я искренне советую сходить на «Властелина» в ближайший кинотеатр, а лучше раздобыть тряпочную копию на пиратской видеокассете и посмотреть один раз под пиво или попкорн по вкусу. Покатит. И вы потом всю жизнь будете говорить, что «смотрели этого Толкиена» и фигня всё это, столько шуму, мол...
Людям же просто не читавшим, но интересующимся и не попадающим в вышеозначенные категории, советую всё-таки никуда не ходить и уж точно, упаси боже, не смотреть фильм по видаку, будь у вас дома вместо обычного телевизора хоть плазменная панель с двухметровой диагональю. Просто сходите в книжный магазин, слазьте в интернет, попросите у знакомых и прочитайте книгу. Один раз, второй, третий. «Сильмарилион» прочитайте, «Хоббита» под настроение. Не ленитесь, создайте сами этот чудный мир, почувствуйте себя эльфом, гномом, орком, почувствуйте себя человеком, наконец! Это же так просто!
Талант писателя заразителен, станьте писателем сами для себя, вообразите невообразимое! Я уж молчу о возможностях, раскрывающихся вслед за этим перед вами! Нескучный сад вашего воображения велик и красочен, поверьте мне, его не заменит голливудский спецэффект или знаменитый актёр. Горе вам, подпавшим под наваждение придуманной другими картинки, не попытавшись до того увидеть свою собственную!
Джон Рональд Роуэлл Толкиен не зря был категорически против каких бы то ни было экранизаций собственного творения. Ох, не зря. Готовый продукт, пусть это будет хоть настоящий шедевр, убивает творчество читателя, он превращает ваш с автором творческий союз в нечто одностороннее, направленное только к вам, потребителю, лениво хавающему жареную кукурузу и забывающему выключить мобильник. И посредником между вами стоит великий и ужасный дядя продюсер, а также дядя режиссёр и дядя (тьфу, хотел сказать прокурор) афигенно талантливый актёр. А это означает только одно вам показали фотографию Леголаса, Арвен, Гимли и Фродо? Нет, вам показали фотографии того, что получилось у кучи народу в результате их безуспешной попытки изобразить на плёнке героев книги. Только вы об этом не знаете. И не узнаете, потому что такова сила образа однажды запав в память он с большим трудом покидает мысли, давая свободу иному.
Будущие читатели «Властелина», не смотрите этот фильм! Но если вы уже знакомы с пятком различных переводов Толкиена, уже (одним глазком, а может, и нет? Хе-хе...) ознакомились с некоторыми известными апокрифами, вызубрили половину корней эльфийского языка, свободно владеете текстолитовым «ручником» и вполне себе эльфийским луком, то... вас уже ничем не испугаешь! Вперёд, в кинозалы, за мониторы или телевизоры (лучше, конечно, первое, к тому же без этих поганых переводов, мне ли вас учить, коллеги!) будем смеяться вместе над победами и провалами чужого воображения, спорить в нюансах, но соглашаться в целом: а фильм-то ничего.
Нет, ну конечно, можно было допускать поменьше ляпов в деталях, можно было догадаться, что эльфы, хоть они и благородные, совершенно не обязаны при этом носить на своём лице печать династического вырождения а-ля европейские монархии последних веков. Можно было и с сюжетом чуть потщательнее обращаться, не вставляя и выдёргивая персонажей так резко, что ты вообще перестаёшь понимать, на каком этапе надлежащего течения событий сейчас находишься. И хоббиты, эти величайшие специалисты по подкрадыванию и перепрятыванию, могли бы не так трещать сучьями «бесшумно» скользя по лесу. Да мало ли ещё чего... В общем и целом фильм, повторюсь, очень и очень близок к тексту, так что ценитель найдёт для себя повод для радости и не один!
Хотя... Нет, не могу удержаться, снова вхожу в безнадежно перевранную роль кинокритика.
Я понимаю всё. С точки зрения жанра (фантастический боевик с элементами детской сказки и комедии) первая часть трилогии слабовата на массовые гуляния окровавленного железа по росистым полям. Три вшивых драчки класса «десять на десять» этого явно маловато. Нужно что-то масштабное. Как в Пёрл-харборе, не меньше. А по сценарию таковые намечаются исключительно во второй (например, взятие Исенграда) и в третьей (собственно, битва с превосходящими силами Мордора) частях. Лажа-с. То есть, толпы сарумановых орков гоняли по полям Средиземья всю серию, но толку? Нужен ударный эпизод. И он был найден!
Всё гениальное просто стоило обратиться к истории самого кольца и поднять давнюю и тёмную на хроники байку о том, как у зловредного Саурона был оттяман окольцованный пальчик. Тут уж и битва подходящих размеров и фЕлософия знатная о том, как человек сам «попал на карму» и остальным геморрой устроил аж на полтысячелетия вперёд. Зашибись. Только вот возникает вопрос. А что это вся история за три часа повторяется целых два раза чуть ли не в одинаковой нарезке кадров? Кстати, кто помнит, книга-то начинается с небольшого стишка на страничку про «уан ринг ту рул зем олл», после чего сразу начинается пастораль из жизни хоббитов. Никаких женских эльфийских голосов (ну фигли именно Элберет Галадриэль это всё вспоминать приспичило, одной ей хреново, что ли?) на тему «слышу на воде» и далее по тексту. Впрочем, та же история от лица уже Элронда-полуэльфа выглядит гораздо более связной и «втемной» уже ближе к концу фильма, когда хоть понятно, о чём сыр-бор...
Так скажите мне на милость, зачем было вначале притягивать сюжет за уши, объяснять и показывать зрителям то, что им должно стать интересно только на третьем часу полёта, а тем более показывать буквально одно и то же два раза? Зачем рассказывать про кольцо перед тем, как Гэндальф будет тщательно темнить целый час, вроде бы надеясь на то, что зритель про кольцо ничегошеньки не знает? Ответ у меня один. Пастораль вначале затянута даже в книге, потому что сам Толкиен, известный факт, чрезвычайно благоволил хоббитам и уделял немало времени и места в своих книгах описанием их повадок и быта, что уж говорить о часовой умилительной картинке на экране. Но продюсер жеж снимал боевик, а тут такая лажа. Было решено (сдаётся мне, ближе к завершению монтажа) усугубить начало. Вот и усугубили. Тьфу.
Сама же описанная сцена вообще замечательна вольницей разошедшихся киношников. Войско Элронда-полуэльфа в шлемах и с оружием времён взятия Трои, да ещё и вышедший к ним самолично «мочить в сортире» Саурон, всю злобу и жестокость которого, по-видимому, должен был отразить в своих насекомообразных очертаниях егойный шлем, это тоже вам не в тапки гадить.
Сейчас, постфактум, из всей трёхчасовой эпопеи память начинает причудливым образом вырывать из контекста отдельные эпизоды и, тем самым, невольно выпячивать всё хорошее и всё халтурное. Так к несомненным находкам режиссёра можно отнести вполне не наигранную бесшабашность хоббитов, картинку несостоявшейся передачи Кольца Галадриэль, а также то, во что превращался окружающий мир для Фродо, надевшего означенное ювелирное изделие. Браво, что и говорить! Появление Балрога, нарождение саруманова орка, внутренняя борьба на лицах, узревших Кольцо и подпавших под его власть! О, если бы фильм состоял только из этих кадров!..
Как ни странно, подумалось сейчас мне, в этот раз Голливуд в лице Питера Джексона обдался именно на своих коронных ударах. Всякого рода драки вышли, простите за каламбур, топорными и ненастоящими.
Неужели нельзя было магическую битву Гэндальфа Серого с Саруманом Белым сделать позаковыристей тривиального мордобоя в стиле Джеки Чан vs. Чак Норрис? А сражение неназванного ещё так Элессара Эльфийского с пятью назгулами, неужели нельзя было сделать его красочнее или хотя бы энергичнее? Или сцена на морийском Мосту магия, магия, а я маленький такой. Впечатление о том, что Гэндальф там только и делал, что кричал «ты не пройдёшь!» и тыкал палкой в землю, у меня лично не прошло до сих пор. Ну, а гибель Боромира (по книге одного из лучших воителей Средиземья!) от рук орков и вовсе смотрится детским лепетом, позаимствованным не то из сериала «Звёздные врата», не то из культового, но всё-таки пародийного «Шестиструнного самурая». Стыдно, ребята, должно быть! Он так славно выходил на эту битву, а вы взяли, и облажались.
Впрочем, повторюсь ещё раз, фильм в общем произвёл на меня положительное впечатление, чего и вам желаю, особенно если вы внемлите моей просьбе и не ринетесь смотреть этот фильм раньше, чем созреете для этого описанным выше способом. К тому же до выхода окончания трилогии на российских экранах ещё года два есть, за это время можно успеть три раза толкинуться на всю голову, а один раз даже попытаться с этим завязать. Неужто не хватит выдержки?