Все вокруг посходили с ума. Только и разговоров, что о "Властелине колец". Только и вопросов, что о том, смотрел или не смотрел. Выносить весь этот бедлам человеку нормальному достаточно непросто, но ведь и в самом деле любопытно! Не о ценах на водку спорят, не деньги чужие делят. Какое-никакое, а искусство.
Вообще, человеку интересующемуся главный во всём этом момент известен хорошо разговоры, споры и всё остальное возникли вокруг произведений английского профессора-лингвиста Дж. Р. Р. Толкиена не сегодня и даже не в этом тысячелетии, последние же события лишь показали, какой в действительности глубокий пласт общемировой культуры эти произведения задевают. Наша страна не исключение, начать хотя бы с общеизвестного факта, что бывший актёр кино Рональд Рейган назвав Советский Союз "Империей зла", всего лишь воспользовался цитатой из того самого, толкиеновского "Властелина колец". И так уж сложилась ирония судьбы, что именно в этот момент у нас готовилась к публикации вторая и третья часть знаменитой тогда уже на весь мир трилогии. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что официального издания книг пришлось ждать целое десятилетие. Забавный штрих, ухмылка старухи-баловницы СССР исчез, а Толкиен остался. В самодельных переводах и ксерокопиях он расходился не хуже Солженицына, целое поколение диссидентствующией у себя под подушкой интеллигенции тихо двигалось умом на полях сражений за Средиземье.
Ничего подобного не было ни до того, ни после. Мир, с любовью придуманный и мастерски нарисованный Профессором притягивал гораздо больше всякого стояния в очередях сначала за "жигулями", затем за колбасой, а после и вовсе отоварить талоны на спички и мыло. Уже тогда в лесопарковой полосе того или иного уголка нашей родины начали мелькать, а потом и примелькались странноватого вида юноши в длинных и не очень чистых одеждах. Они были волосаты и при деревянных мечах, они называли себя эльфами и гномами, они откликались на многосложные непроизносимые имена, они...
Много чего "они". Вполне здравомыслящие "туристы" и полупрозрачные "толкиноиды", их реальностью в разной степени запущенности стал придуманный за полвека до того мир волшебной сказки. Так эльфийский перестал быть мёртвым языком, на нём разговаривали, смачно ругались и признавались в любви живые люди, а какие с его помощью творились боевые проклятия! Вполне себе сказочная фантазия Толкиена на поверку оказалась вовсе не сказочной. Лук, меч, доспехи, верный щит и крепкое копьё вещи достаточно ощутимые, особенно когда по рёбрам.
Так одни поколения безбашенных сменялись другими, мир Средиземья продолжал жить своей жизнью, уже не настолько близкой к знаменитому вояжу Фродо к Роковой горе. Книги Профессора оделись в глянцевые обложки и разошлись огромными тиражами, появилось множество читателей, не заставших то время, когда "Властелин" был запрещённым чтением так, ещё одна книга, пусть интересная, пусть даже выдающаяся, но не вполне чтобы из ряда вон. Сформировалась вторая группа населения, имеющая отношение к обсуждаемой тематике, она оказалась местами даже более начитанной, подробности и перипетии сюжета хороши на свежую голову, по прочтении. Именно эта категория граждан более других ценит известные продолжения Ника Перумова со товарищи. Именно её интерес к жанру фэнтези как таковому породил его внушительный расцвет в 90х годах прошлого века, продолжающийся до сих пор. Настоящий же "толкинутый" известен крайне осторожным отношением ко всякого рода апокрифам и вообще произведениям "конкурентов". Культ, он и есть культ, даже если это культ писателя.
И вот, к моменту выхода джексоновской экранизации описанные две группы непримиримых "знатоков" схлестнулись в открытом бою. Адепты фехтовальных изысков на лоне природы жаждали увидеть своё: рубку на мечах, тучу взвивающихся в небеса стрел, храбрость людей, красоту эльфов, силу гномов, свирепость орков. Увидеть страх на лице карабкающегося по склону Ородруина хоббита и мудрость всесильного мага Гэндальфа Серого. Более вменяемые давешние читатели, конечно, жаждут увидеть "как на самом деле выглядит" Лориенский лес и Врата Бараддура. Ну, а обычный кинозритель, понятное дело, жаждал просто зрелищности и "вообще посмотреть" о чём это столько шуму.
Собственно, при таком расхождении общественных ожиданий фильм просто не мог избежать ни ажиотажа, ни споров. Полностью толкинутые граждане желали видеть дотошность в деталях, полностью воспроизведённые длиннющие диалоги, беззаветного следования духу и букве "научного толкинизма". Люди более умеренного направления вовсе на этом не настаивали, однако считали необходимым сохранение неповторимой атмосферы живого мира Средиземья. Обычные же пожиратели попкорна, которые и должны были, по логике вещей, оплатить минуты наслаждения первых и вторых из собственного кармана, хотели просто живого, динамичного действа в той мере, которую на настоящий момент может обеспечить сверкающая и безжалостная машина Голливуда. Для трёхчасового фильма, согласитесь, задача недостижимая.
Решить такую задачу под силу было бы, разве что, поднимись он из могилы, гению Сергея Эйзенштейна. К сожалению, таковое чудо невозможно даже на фабрике грёз. Поэтому режиссёру со сценаристами пришлось идти на компромиссы. А компромисс без драки этого даже в Древней Греции с ихней хвалёной демократией не удавалось. Вот и ругаются толкиноиды с нетолкиноидами, писатели с читателями (первые, кстати, вполне даже фильмом довольны, замечено), мусолятся упущенные и просто провальные сцены, возносятся стенания по поводу "ну откуда без умертвий хоббиты заполучат имеющиеся по сюжету волшебные мечи!" Несть числа камням преткновения.
Всё это, однако, говорит только об одном фильм как таковой, в общем, может нравиться или не нравиться, но он, что известно, вполне коммерчески успешен и, при этом, может доставить немало приятных минут и миролюбивому полуэльфу, и "не шарящему" любителю попкорна, и просто почитателю творчества Профессора. Единственное исключение я сделаю, пожалуй, для совсем уж непробиваемых любителей "тряпочных" видео-копий человек, не смотревший фильма на большом экране, не способен уловить в себе никакого отклика, кроме скуки. И поделом.
Остальным же в который раз пожелаю приятного просмотра (может, и повторного), а также советую ещё и ещё: читайте оригинал возможно, это как раз тот случай, когда книга может быть в сто раз красочнее, добрее и богаче любой, самой изощрённой фантазии сценаристов и художников.
Спорщики же... спорщики разойдутся снова по своим углам, "ролевики" с весной потянутся в леса доказывать своё право на нереальную реальность, остальные потихоньку Толкиена отложат в сторону. Однако почему-то мне кажется, что возникшие в обществе споры не о политике, а о художественных достоинствах и недостатках какого-никакого, а произведения искусства, сами по себе есть хорошо. А если к тому лишних тысячу человек "заболеют" любовью к деревянным мечам, да плюс тысяча-другая купит в книжном магазине заветный трёхтомник, это же и будет настоящим доказательством тривиальной мысли: никогда нелишне напомнить человеку о чём-то хорошем. Не Пушкин, так хоть Толкиен, он ведь тоже наше всё.
1847 Прочтений • [Страсти по Толкиену] [16.09.2012] [Комментариев: 0]