В конце уходящего года нет-нет, да и потянет на подведение итогов. Благо киномир в этом году был как никогда жив, богат на краски и открытия. Особенно в жанре кинофантастики наблюдался такой бум, который вряд ли будет суждено повторить в ближайшие годы. Для начала, прежде чем перейти от слов к делу, замечу от себя о сугубой субъективности предлагаемых оценок, они и правда не претендуют на охват всех тех тысяч картин, что были выпущены в прокат за этот год, но, по крайней мере, большую часть заметных премьер года я постараюсь упомянуть.
Делать фильмы на лучшие и худшие мне представляется неверным, однако несколько слов о каждом сказать будет нужно. Итак:
Начался год, благодаря привычной задержке в выходе, со второй части «Властелина Колец: Две Башни». Даже несмотря на бодание в прокате с элегией по имени «Гарри Поттер», фильму удалось не только вернуть себе полученный первой частью успех и интерес зрителя, но и, несомненно, значительно прибавить в финансовой отдаче.
Замечу от себя, что в следующем году продюсеры, почувствовав недоброе, развели премьеры третьих частей этих сериалов аж на полгода, причём в пользу «Властелина», что только подтверждает если не спад интереса к «Поттериане», то уж отсутствие былого ажиотажа точно. Последние же отзывы мировой критики и вовсе отдают пальму первенства классике мировой фантастики — и вручение статуэток не задержится.
Продолжилось шествие экранизаций по кинозалам выходом «Соляриса» Содерберга, который в значительной степени был недопонят ни критикой, ни зрителями, ни вашим покорным слугой. Всё, что было сказано мною после премьеры, в общем-то, не разошлось с результатом — невнятная картина результатов проката, хотя фильм, в общем-то, крепкий, обладающий массой художественных ценностей, но, видно, не каждое произведение терпит реэкранизации даже в таком звёздном составе.
Что же касается экранизаций вообще, в прошедшем году в прокате хватило немало места разного рода «Халкам», «Людям икс-2» и другим, менее раскрученным кинокомиксам, которые даже проползли в специфические номинации «Оскара» и «Золотого глобуса». Что говорит только о простой вещи. Кино кином, а Голливуд живёт своей внутренней жизнью, и продолжает выполнять «обязательную программу». Единственным показавшимся мне забавным исключением стала «Лига выдающихся джентльменов». Не для нашего «читающего» зрителя фильм, но снят красиво, со вкусом, с такой английской джеймсобондовской лихостью, которой порой и не хватает.
В частности, выпущенные в этом году полнометражные мультфильмы тоже были велики числом, но не слишком внятны, ударным моментом можно считать только совместный проект «В поисках Немо», который с большой задержкой выел, наконец, и у нас.
Что касается программы произвольной, то удивили здесь сразу несколько фильмов, категорически ничего не имеющих с «мэйнстримом». В первых строках это, конечно, «Возвращение» отечественного режиссёра Звягинцева. Покорённый Венецианский фестиваль, рекомендация оскаровской Академии, огромная гора призов на отечественных кинофорумах сделали из фильма чуть не новую икону российского кино, к немалому, надо отметить, удивлению автора. Тут ведь, как бы это выразиться, главное не перехвалить, а то уже сам факт не восторженного тона в отношении «Возвращения» некоторым кажется кощунством. Хотя поздравить режиссёра, несомненно, нужно, но делать из очень европейского, чисто фестивального кино «наше всё» пока рано.
Вторым, а точнее, первым по хронологии ударом по Голливуду стал очередной шедевр Ларса фон Триера «Догвилль». Уж как маэстро издевался над зрителем, уж как он потирал руки в предвкушении. И правильно. Критики в восторге, издёвки они не заметили. Зритель даже и не думает недоумевать в кои-то веки на «серьёзное кино» сходил, так всё оно и должно быть. «Всех расстрелять, город сжечь». Только великий Тарантино заметил. И даже перенял кое-что. Знает человек толк в надувательствах! Впрочем, о Тарантино позже.
Третьим выстрелом из темноты для меня в этом году стал китайский «Герой», переплюнувший свежий ещё фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», да ещё как переплюнувший! Эх, если в китайский кинематограф придут сравнимые с Голливудом деньги, нас бы ждал и вовсе ураган, помяните моё слово. Нет предела моему восхищению. Эстетика, монтаж, дизайн, звук, батальные сцены, поединки. Вот чего нам не хватало. А уж после «Матриц» и «Властелинов» куда как трудно удивить массовостью и масштабом сцен. Удивили. Несомненно «Герой» может претендовать на открытие года, хотя таковым по всем статьям должна была стать как раз «Матрица».
Не стала. Но вовсе не по тем причинам, которые поспешили огласить некоторые доморощенные кинокритики. И спецэффекты были революционными, и эстетика культового фильма осталась на уровне, и могучий звук и свет поражали, и батальные сцены были «то, что нужно». Не хватило талантов у братьев Вачовски в тривиальном умении довести уже снятый фильм до ума. До ума и сердца зрителей. Старт проекта вышел скомканным, гениальная «АниМатрица» оказалась почти незамеченной прессой, совершенно, прошу заметить, незаслуженно. Единый фильм из непонятных соображений разрезали-размазали на полгода и две части. В результате получилось два фильма, из которых первый был слабее и получил меньше денег, а второй был объективно более ударным, и мог бы заработать, если бы не нагрянувший, откуда ни возьмись, ажиотаж, который захлестнул фильм с головой. Ожидали от второго фильма гораздо большего. По ряду причин. А получили то, что получили. Отлично, но уже не так гениально, как казалось ещё вчера. Итог вторая-третья «Матрица» претендует на звание «непонимание года» с надеждой утрястись в головах зрителей уже после выхода на DVD.
Если заканчивать тему вездесущей кинофантастики, осталось вспомнить ещё о двух фильмах. Во-первых, о фильме «Терминатор-3». Фильм тоже по прошествии полугода со дня выхода вызывает ощущение непонимания. Непонимания, что хотели сказать им режиссёр и продюсеры. То есть железный Арни снова на экране, зажигает как никогда. Фильм достаточно крепкий, но выбивающийся из канвы первой и второй частей, очень смешной, но задумывался ли он таким? В каком-то смысле «третий Тэ» навевает воспоминания о фильме «Чужой-4. Воскрешение», та же сюжетная сумбурица с отличным дизайном и непонятным содержимым. Неужели в Голливуде так плохо со сценаристами, что даже спецэффекты фильмы уже не спасают?
Совсем другой коленкор в фильме «Другой мир» фильм ни на что такое не претендовал, отлично слизал стилистику «Матрицы» и «Блэйда», а потому с хорошей четвёркой в дневнике оставляет скорее желание похвалить, нежели поругать. Вот умеют же некоторые делать стилистически чистое и ровное кино! Учились бы у них, что ли…
Уф, с фантастикой покончили. В следующем году её столько уже не будет, обещаю.
Значительную часть кинопроката занимали в уходящем году и военно-морские мотивы, представленные (из числа заметных премьер) двумя картинами: «Хозяин морей: на краю земли» и «Пираты Карибского моря». Оба фильма навевают ностальгию о старом-добром приключенческом, равно как историческом кинематографе, очень хорошо оценены критикой и на фоне борьбы одной кинофантастики с другой за кошелёк зрителя весьма успешны кассово. Вообще, как мне кажется, снова наступают времена исторических эпопей класса «Гладиатора», не всё брать спецэффектами, героизм на фоне «реальных событий» трогает сердца получше душевных метаний вампиров и хакеров. Тем более, что мы-то знаем, какие премьеры нас ждут впереди, в частности невероятный успех «Последнего самурая» в Америке ждёт своего повторения у нас в будущем году.
Одной из последних и самых громких премьер уходящего года стал, конечно же, Тарантиновский фильм «Убить Билла, часть 1». Не буду большим пророком, если замечу, что манера издеваться над зрителем и кинокритикой у Тарантино в крови. Даже пресловутое деление фильма на две части в его умелых руках выглядит не подобно матричному глюку братьев Вачовски. Оно выглядит вызовом. Тем самым, которых и ждут от Квентина Батьковича, самого неголливудского из голливудских режиссёров. Мои аплодисменты мастеру, который переиграл всех, позаимствовал всё, что хотел, и смылся. Оставив нас с разинутым ртом. Не то от восхищения, не от такой наглости.
Подходя к финалу года, хочу отметить рождественскую премьеру фильма «Реальная любовь», который возродил несколько забытый вкус к английскому кино, равно как вообще к жанру «рождественской истории». Отличный подарок зрителям к Новому году.
Год вообще прошёл шумно, с какими-то вечными перепалками и спорами, но заканчивается он правильно. Потому что будет другой год, и будут другие фильмы. С Новым вас годом. Ходите в кино!
2565 Прочтений • [Год кино, он закончился. Что запомнилось?] [16.09.2012] [Комментариев: 0]