Властелин Колец: Возвращение Короля: Король вернулся, да здравствует Король!
У нас с друзьями есть традиция, каждый год, в январе, мы ходим в кино на «Властелина Колец»… Именно так можно было бы начать повествование о радостном походе на премьеру, которая состоялась в кинотеатре «Пушкинском», если бы не одно печальное соображение. Фильм-то, как ни долго он снимался-выходил, закончился. Два года назад, покидая кинозал, никогда бы не подумал, что я, матёрый приверженец канонов и толкинист-теоретик, буду сожалеть о сказке, которая неумолимо подошла к своему финалу.
Оно и правда, первая часть грешила натяжками, упущениями и упрощениями, непривычными физиономиями и каким-то совсем другим углом зрения. В конце концов, она была безбожно длинной, чтобы просто усидеть на стуле — нужно было иметь некислое мужество. Однако мы вместе, всем миром, тронулись в это далёкое путешествие вместе с Братством Кольца, по дороге было много разного, и эльфийский с рязанским акцентом, и невнятно снятый Фангорнский Лес, хотя, с другой стороны, был рубака Боромир, брутальный папа Елронд, окончательно вжившиеся в свои роли хоббиты, Арагорн без страха и упрёка, могучая конница Роханской Марки и, конечно же, неунывающая компания Гэндальфа, Леголаса и Гимли. Мы прожили эти два года в ожидании продолжения, в ожидании чуда, и мы дождались, сроднившись с тем, что напридумывал для нас режиссёр Питер Джексон, с тем, во что превратилась на экране книга Профессора Толкиена.
кадры из фильма
Да, детище вышло совсем другим, своим, личным, полным задора самого ПиДжея, который забавлялся на съёмках, как хотел. И зритель это почувствовал, приняв, наконец, его правила игры, и теперь пришёл в кинотеатры смотреть не «экранизацию «Властелина Колец», а самостоятельный фильм, по счастливой случайности названный тоже — «Возвращение Короля». И не ошибся. Потому что тот радостный и лишь чуточку страшный фильм, что в «Братстве» только начал выкристаллизовываться, в «Возвращении Короля» вырос, окреп и стал прозрачным, как слеза толкиниста.
Редко случается так, чтобы в зале, битком набитом фанатами, злыми журналистами, которым категорически не хватало места, и «специально приглашёнными гостями» с пивом и попкорном, все три с половиной неуловимых часа царила такая задушевная атмосфера. Если смех в зале — то дружный, весёлый, а не злорадный. Это ПиДжей сделал так, чтобы нам было смешно. Если аплодисменты (раз сорок за сеанс, временами переходящие в самоистязание), то в ответ на подмигивание с экрана — смотрите, зрители, всё же для вас, чтобы фильм — как одно дыхание, чтобы не обращали вы внимания на шальные огрехи любой степени тяжести, чтобы переживали в напряжённых моментах и не замечали излишнего пафоса, чтобы смотрели и вышли из зала счастливыми.
кадры из фильма
Да, режиссёр практически забыл о слове «сюжет», формально заключительная часть трилогии — это «история одной битвы», но нет у той битвы ни начала, ни конца, потому что — красотищща-то какая, лепота. Да, рекрутированная чуть не поголовно новозеландская армия больше шурудит, чем рубится, но зато даже в этом бессмысленном хаосе и елефаны смотрятся так, что глаз не оторвёшь, и обломок скалы влетает в толпу с таким радостным уханьем, что душе приятно. Спецэффекты, спецэффекты, а я маленький такой. В самом конце трилогии Питер Джексон всё-таки отучился от той натужности монтажа, которая портила картину в первых двух частях — теперь картинка льётся так, что забываешь присматриваться, где там чьи уши выглядывают. Просто не возникает такого желания, так живо бегают по каменным лабиринтам хоббиты, рвётся к небу пламень и разлетаются во все стороны вражеские прихвостни. Добро побеждает не сейчас, но в перспективе, как завещал нам классик.
«Возвращение Короля» наконец-то сделало и Рохан, и Гондор, и Мордор не плоскими декорациями позади разглагольствующих актёров, а живыми плацдармами, посреди которых развивается Действо. Быть может, ради этого пришлось пожертвовать большей частью наработанной харизмы персонажей, превратив их в схематичные «роли», такие близкие любителям ролевых игр, не мне судить, но зато это дало волю камере, гриму, массовости батальных сцен и тем самым спецэффектам. Потому что без них, без красот мира, оставшегося за Чёрными Воротами, остаток нелёгкого пути Фродо, Сэма и Смеагорла-Горлума прошёл бы серо и скучно, оставив тот самый знакомый нам осадок недоделанности. Не бывать такому, сказал ПиДжей и взялся за работу.
кадры из фильма
Тут дело даже не в истории Горлума, «пересказанной» режиссёром и гением Энди Сёркиса своими словами, не в восхитительной компьютерной анимации, которая в третьей части превзошла вторую просто на две головы. Дело в имперсонации. Зритель поверил во Фродо, который несёт Кольцо, и то вытягивает из него все силы, в Сэма, который хочет защитить Фродо, и Горлума, который сходит с ума от желания вновь обладать «нашей прррелессстью». И потому путь к недрам Ородруина интересен, и потому жалко погибающего Фродо, и потому вдвойне жалко Горлума, которому неумолимой волей Профессора дано сгинуть вместе с Кольцом. И потому не отдаёт дешёвым фарсом возвращение хоббитов из Мордора в Шир.
Потому даже мелкие шалости Питера нашего Джексона навроде страшных аллюзий на тему второго «Терминатора», «Пирл-Харбора», «Гладиатора», «Звёздных войн» и даже «Титаника» (sic!) воспринимаются именно как шалости, за каковые режиссёру отдельное спасибо — непаханое поле всякого рода стёба на тему «Властелина» ещё ой как нескоро кончится, ибо в третьей части почва для шуток — наиблагодарнейшая. Взять хотя бы финальное подмигивание Фродо зрителю. И ведь не придерёшься, так и надо, маэстро, так и должно быть!
кадры из фильма
Кстати, почему это я только об актёрах, режиссёрах да о спецэффектах, львиную долю успеха фильма, уже заработавшего в мировом прокате 800 миллионов, а по сумме сериала и все два с половиной миллиарда, можно смело переложить на двух людей — австралийского оператора Эндрю Лесни и канадского композитора Горварда Шора. О, эти двое совершили поистине невероятное. Первый, имея за плечами из известных работ только две истории о приключениях поросёнка Бэйба, развернул на экране такой фейерверк операторского искусства, что впору аплодировать стоя. Я, конечно же, имею в виду не стэндапы на парапетах различных крепостей, хотя в «Возвращении Короля» и они хороши, а работу с камерой во время похода Фродо, Сэма и Горлума. Вертикальный мир разного рода скал, коих у них на пути было огромное количество, от него просто порой кружилась голова, хотя это же вам не «Матрица». Спасибо, мой поклон, что и говорить.
Ну, а саундтрек к фильму в исполнении Говарда Шора в дополнительных представлениях вообще не нуждается. Это гениальное совмещение эпического звучания, позаимствованного из киношного жанра «пеплум», лирических нот темы Шира, агрессивной темы орков, могучих духовых темы Братства, скрипок темы Рохана — более выпуклого и многообразного по своему составу саундтрека я не припомню, хотя коллекционирую таковые уже давно. И это всё благодаря огромному опыту Говарда Шора в прошлых его фильмах: тут и хорроры «Комната Страха», «Клетка», затем юмористические «Догма» и «Анализируй это», культовые «Игра» и «Семь». ПиДжей очень угадал с композитором, без правильных музыкальных тем трилогия очень многое бы потеряла.
кадры из фильма
Всё вышеописанное, помноженное на глубокую зрительскую благодарность, с которой нельзя не считаться, и дало фильму то заслуженное признание, которое этой зимой можно наблюдать на всех и всяческих вручениях крупнейших ежегодных кинопремий, равно как призов профессиональных сообществ. А уж номинацоннные списки вовсю пестрят именами из съёмочной группы «Возвращения Короля». «Американское общество кинематографистов» — номинация за лучшую операторскую работу. «Ассоциация телевизионных критиков» — приз за лучший актёрский ансамбль, лучшему режиссёру, лучшему композитору, как лучшей картине года. «Гильдия дизайнеров по костюмам» — номинация в категории «фэнтэзи». «Гильдия американских режиссёров» — номинация на лучшего режиссёра года. Престижнейшая премия «Золотой глобус» номинировала — лучший режиссёр, композитор, лучшая оригинальная песня, лучший фильм. «Приз гильдии гримёров» — номинации на лучший грим и дизайн костюмов. Жуткая куча номинаций на призы «Общества визуальных эффектов» почти во всех категориях.
Осталось понять, какая судьба ждёт фильм на вручении «Оскара», но общая благосклонность профессионального сообщества видна уже сейчас. Они тоже зрители, хоть и более строгие. Да и, в конце концов, не главное, что увидит зритель трансляции с церемонии вручения. Важно, что увидит зритель в кинотеатре. В этом году «Властелина Колец» в России закупило рекордное количество кинотеатров, больше, чем прошлогоднего победителя по сборам «Терминатора-3», что может почти гарантировать рекорд в виде 15 миллионов сборов в отечественном прокате. Быть может, это заставит в следующий раз фирмы-прокатчики не тянуть целый месяц с выходом фильма на экраны, тем более что постепенно они учатся и относительно правильно переводить, и неплохо озвучивать. Другое дело, что Фродо почему-то вдруг заговорил чуть ли не басом, а король Теоден и король Арагорн категорически отказываются нормальными зычными голосами вояк орать на поле боя. Не хватает, видать, силёнок. Да и эльфийский в исполнении Арагорна вышел снова с рязанским акцентом. Не надоело вам, господа? Может, завяжем с заветами советской школы перевода в стиле «лучше оригинала»? Молчат, краснеют.
кадры из фильма
Нет, правда, на этот раз мосфильмовские мощности почти не подкачали, перевод смотрится (в смысле, случается) без внутреннего содрогания, что уже очень неплохо. Глядишь, пройдёт ещё годика три, и тогда…
А пока — правда, хорошо уже то, что картинка настолько захватывает, что относительно редкие в третьей части диалоги воспринимаются так же «на ура», как и сам фильм в целом. Это уж моё брюзжание неукротимое, ничего не могу с собой поделать, ибо обязательно схожу послушать оригинальный текст в соответствующий кинотеатр «без перевода». А уж всякие там «расширенные версии» DVD (4 с половиной часа, будьте готовы) да саундтреки буду разбирать со страшной силой, потому что фильм — гениален. Это идеальное зрелище, лишающее тебя возможности заметить малейшие следы натяжки, пустоты или напыщенности. Пусть это и не настоящая экранизация, далёкая от оригинала как никогда. Но за то мы её и ценим, не так ли?
1751 Прочтений • [Властелин Колец: Возвращение Короля: Король вернулся, да здравствует Король!] [16.09.2012] [Комментариев: 0]