Ну вот, вслед за пресс-показом, совмещённым прокатчиками с VIP-премьерой (уж не знаю, что под этим понималось, разве что очереди на входе и билеты «на свободные места»), прошла широким шагом по нашим кинотеатрам и премьера настоящая. Трёхлетие «Властелина Колец» вышло на финишную прямую, и «Возвращение Короля» теперь может увидеть каждый пожелавший сходить в кино. А посему, ранее сдерживаемый желанием нарисовать вам, дорогие читатели, хоть в какой-то мере объективное впечатление о картине, равно как избежать раскрытия главных кинематографических сюрпризов Питера Джексона, теперь я могу развернуться на всю катушку. Нет моих сил терпеть, сегодня я буду субъективен до наглости, и спойлерить буду по полной.
Для начала наберусь смелости поспорить с некоторыми представителями племени кинокритиков, которые поспешили походя заявить, что «фильм полон детского пафоса и просто напрашивается на глумление» или «русская культура нашла для способ противостоять культурной экспансии Голливуда — издёвку». Имеются при этом в виду, конечно же, «Братва и Кольцо» и «Две сорванные башни». Для начала — господам сильно умным гражданам ака ревнителям культуры замечу, что если они, посмотрев, видимо, под дулом пистолета фильм для нас, не наигравшихся в детстве, хотели там увидеть своих «дискурсов» и «симулякров», то им надо лечиться электричеством. Это кино просто не для заумных зануд без чувства юмора и тривиальной скромности, у его авторов не было в целях кого-то в чём-то убеждать или о чём-то объяснять. ПиДжей хотел снять интересное, красивое и во всех смыслах развлекательное кино, и это ему удалось на все сто.
А во-вторых, я бы на их месте не спешил расписываться в целях тов. о/у Гоблина. Как раз творчество «Божьей искры» хорошо именно тем, что шутит она по-доброму, не злорадствует и не злобствует. Чего я желаю вообще всем любителям кино — презрительный прищур ещё не повод считать себя умнее других, порой увидеть хорошие моменты в разливанном море сахарина — гораздо больший и более благородный труд, чем брюзгливые плевки в сторону очередного «идеологического врага».
кадры из фильма
Тем более что, повторюсь — «Возвращение Короля» есть отличный, невероятно чистый эстетически и не зря признанный во всём мире кинопродукт. Что бы там кто ни говорил. И довольно об этом, мне бы сейчас хотелось поделиться с вами не своими философскими размышлениями о судьбах отечественной кинокритики, а поговорить о самом фильме. Поделиться, так сказать, избранными моментами, что понравилось больше, а что, может быть, показались более слабым.
Ударный арсенал ПиДжея, конечно же, возглавляет Горлум. Появившийся во второй части трилогии виртуальный персонаж, за которого скакал по площадке гений сыска Энди Сёркис, проявив недюжинный актёрский талант в режиссёрской, расширенной версии «Двух башен», в финале развернулся по полной программе. Выдвинутый режиссёром на передний план на фоне схематических остальных линий сюжета, поход Фродо, Сэма и Горлума к Роковой Горе дал фильму ту самую актёрскую игру, которой так не хватало второй части эпопеи. На фоне бесконечного карабканья по скалам — самая возможность поплести хитрющие интриги и поскалить реденькие зубки. Да, и Элайджа Вуд в «Возвращении Короля» перестал быть «полупрозрачным изобретателем», и Шон Астин превратил Сэма в действующего персонажа повести, но Горлум… о, он восхищает меня до сих пор, эти волосики на отшибленной раз и навсегда лысине, эти гамлетовские монологи, прррелесссть!
кадры из фильма
Остаётся надеяться, что его бенефис, на откуп которому были отданы все остальные герои книги Профессора, не отразится хотя бы на скорой на выпуск «режиссёрке», фильма, которая, будучи часом длиннее, позволит Питеру Джексону вместо «галопом по европам» нормально расписать оригинальную сюжетную линию не хуже, чем это было сделано в «дополненных и переработанных» эпизодах первых двух частей.
Кстати, именно из них мне, наконец, стало ясно, что Питер Джексон наворотил с историей о сыновьях Наместника Гондора, очень странно не стыкующейся идеологически с описанным у Толкиена. Посмотрите сами, поймёте, я же сейчас о другом. Наместник мне показался одновременно и самым слабым персонажем фильма, и участником одной из самых кинематографически грамотных и сочных сцен всего сериала. Подразумевается сцена самопожертвования Фарамира при бесполезной попытке отбить Осгилиат. О, этот сок, как кровь стекающий по подбородку, эта песня хоббита под стук копыт и беззвучные крики всадников, мчащихся на верную погибель. Право, эту сцену даже ярые пуристы от кинокритики обязаны признать сильнейшим ходом.
кадры из фильма
Хотя, конечно, побиение Гэндальфом Дэнэтора палкой по голове наблюдать без смеха невозможно, шалишь, ПиДжей, переигрываешь, ей-богу. Ну, надо же знать меру, трэш, он конечно, хорош, но хорош к месту.
Другой «крупный план» властелинианы — битвы, коих по масштабности и хронометражу в фильме столько, что я опасаюсь за зубы некоторых голливудских баталистов — как бы не поистёрлись от завистливого скрежета — эти самые битвы поражают и своей гениальностью, и своей же невероятной бессмысленностью.
Первое — с точки зрения картинки, тут возражений нет, захватывает, увлекает, «держит вот так» даже такого толстокожего зрителя, как ваш покорный слуга. А второе — с точки зрения чисто военной. ПиДжею ещё в
«Двух башнях» не сильно удалась осада Осгилиата, в Минас-Тирите традиция была продолжена.
кадры из фильма
Я не великий специалист в средневековых баталиях, но даже мне понятно, что латникам со щитами и пиками надо бы в бою держать строй, что внутри обороняемого города можно устраивать тривиальные баррикады, что если кто-то переправляется ночью в лодках — не нужно ждать, пока они высадятся, а надо палить из луков ещё на подходе со всей силы. Таких мест в батальных сценах масса — и Роханская конница, несущаяся на елефанов в лобовую атаку, вместо того чтобы обойти их с флангов и спокойно перебить их ездоков, отсутствие в огромной крепости малейших признаков противоштурмовых орудий (ну, кроме в реальности бесполезных для сопротивления осаде катапульт), а уж пешая «психологическая атака» на орков группой товарищей во главе с Арагорном и Гэндальфом, давненько я такого не видал. Читайте книжку, тов. Джексон, там же английским по белому написано, «поскакали к Воротам».
Хотя, ведь и правда — Питер Джексон с присущей ему элегантностью умудряется в одной сцене совмещать самые сильные и самые слабые моменты картины. Назгул, атакующий Минас-Тирит подобно штурмовику второй мировой — сильно, на грани истерики. Тот же назгул, тривиально порхающий над крепостью с целью посбрасывать парочку её защитников со стен — глупо. Фигово, скажу я вам, отрендеренные сигнальные огни Гондора с одной стороны и великолепный как по картинке, так и по сопровождающему звуку образ истекающей из Минас-Моргула энергии с другой. Карточные, разваливающиеся от каждого шального попадания башни человеческих строений и угольно чёрные, на века стоящие крепости Мордора, на самом деле по книге — одного времени постройки — вот образ всего того, на что денег и времени ПиДжею всё-таки не хватило, и на что, наоборот, хватило с запасом.
кадры из фильма
Хотя, опять же, повторюсь, даже хлипкая лодчонка вместо восхитительного эльфийского парусника в Серых Гаванях не может сдвинуть меня с позиции благодарного зрителя. Фильм не даёт для того достаточных поводов, даже затянувшиеся встречи-прощания с разного рода персонажами в финале смотрятся с улыбкой на лице, но с улыбкой довольной, большое дело сделали, а не цинично-скучающей, когда там, мол, конец сеанса? Помнится хорошее, помнится красивое. И мертвецкое войско, и Леголас, зажигающий вовсе не по-детски, шутки Гимли, лёгкая эротика в виде горячего поцелуя Арагорна и Арвен, ухмылка Элронда, жена Сэма, шутки Гэндальфа, его же размашистые пинки посохом по хребтине очередного орка. Особенно же воздушный бой орлов с назгулами, просто шедевр. Равно как и паучиха Шелоб с синеньким Фродо.
А что до дыр в сюжете повествования, так они будут, обещаю, будут заделаны в четырёх с половиной часовой мега-DVD режиссёрской версии. Особенно если смотреть фильм, оставив лишь русские титры, всё-таки жидковаты у наших актёров голоса такие фильмы озвучивать, недотягивают до зычного боевого клича. Ну и, конечно, если смотреть с хорошим звуком. Хотя, конечно, сходить в кино и попасть на хороший, знающий, чуткий зал — всё равно нет лучшего способа получить удовольствие ценителя.