Я знаю, зачем ходят в кино любители пошелестеть орешками и поболтать по мобиле. Вернее, не «зачем», на этот вопрос может ответить лишь патологоанатом, а «на какое кино». В тот момент, когда под очередной душераздирающий крик с экрана чавкающие граждане вдруг затыкаются — начинаешь понимать жанр. Правда, многие люди ходят в кино, как ходят прошвырнуться по магазинам — не от нутряной необходимости такого рода времяпровождения или от культурного голода, а от скуки. Видимо, потому сейчас каждый торговый центр спешит обзавестись многозальным кинотеатром с тонко выверенным репертуаром. И фильм «Готика» — тот продукт, который нужен праздношатающимся (если не считать неизлечимых фанатов жанра «страшилок»). Почему? Попытаюсь объяснить.
Женщина-доктор живёт себе в счастливом браке со своим мужем, а заодно работает штатным психиатром в пенитенциарном учреждении для скорбных разумом. Там её изводит одна пациентка, которая совершила со своим отчимом нечто противоестественное, но признаваться не хочет, а хочет рассказывать про дьявола и духов. И вот однажды она, волею странных обстоятельств, отправляясь домой, оказывается на месте своих подопечных. В смысле — на койке родной больнички.
Над героиней висит обвинение в зверском убийстве своего мужа (психиатра же) топором, а также разные голоса и призраки. Причем последние обладают неслабой активностью, побивая регулярно бывшую докторшу головой о стены и совершая другие противоправные действия. Параллельно на арене жестикулируют тайный воздыхатель героини (опять психиатр) и бывший друг убиенного мужа (этот уже не психиатр, но шериф, который как раз и ведёт расследование убийства). Начинаются подозрения, дружба с бывшей подопечной, разные знаки и попытки их расшифровки, в общем невероятно активные для жительницы одиночной палаты следственные действия приводят сначала к побегу из «психушки», а затем и к разъяснению всех ужасов, которые и привели к «многочисленным человеческим жертвам».
Не буду делиться деталями происходящего, так как фильм сугубо и состоит из этих деталей и их смакования, не буду портить любителям отдых, это их право, оценить фильм по-своему. Я же скажу вот о чём — выходя за пределы конкретных картинок, слов, детективной составляющей, физиономий актёров, я словно упираюсь в стену. Спецэффекты на уровне, звук — замечательный, техника всё совершенствуется, актёры играют добротно, со вкусом, энергично кричат и корчатся в истериках, как и положено психам (правда, Холли Берри в юбке смотрится несколько странно). Призраки пугают, двери лязгают, камера порхает в трёх измерениях, как до «Матрицы» никто толком себе не позволял. Но на экране всё равно пусто и грустно.
Не буду даже комментировать детали будней «обычного советского психиатра», степень соответствия сценария жизненным реалиям пусть оценивают специалисты, но каждый, кто смотрел в своей жизни сериал «Твин Пикс», вам много может рассказать и про «огонь, пойдём со мной», и про сов, «которым нельзя верить», и про Женщину-с-поленом, и про кто убил Лору Палмер. Во всём фильме ни единого свежего образа, все они пособраны в других фильмах, с миру по нитке. Тут вам, кроме упомянутого выше культового сериала Дэвида Линча, и «Звонок», и «Шестое чувство» и половина Стивена нашего Кинга, и целая полка классики психиатрического детектива и мистических изысков.
Где своё-то, где оригинальное, спрашивал я сам себя, и так и не смог ответить на этот животрепещущий вопрос. Кричать через звуковые мощности кинозала в особо страшных моментах это конечно круто, и здорово заводит впечатлительных барышень, но человеку хоть сколько-то искушённому этого явно недостаточно. Может, лихость закрученных логических изысков по ходу сюжета, или нетривиальные режиссёрские ходы нас порадуют? Так опять же нет, ни единого момента не припомню. Ну хотя бы любимая многими недосказанность и многозначительность в фильме присутствует? Не дождётесь. Доходит до смешного — если вначале фильма героиня кому-то улыбнулась, он её непременно спасёт в конце. Если героиня проплыла вначале полсотни раз больничный бассейн — значит, впоследствии это мероприятие позволит ей героически бежать из психиатрического застенка. А уж если кто-то нехорошо улыбается, значит — он и есть тот самый Главный Злодей. Ну, или что-то типа того.
Правда, я не издеваюсь, так всё и есть. И финал — мальчик на дороге, и две психованные девицы, ни с того ни с сего замочившие своих родственников, выходят «на свободу с чистой совестью», класс.
При этом, заметьте, за время просмотра ваш покорный слуга вполне хорошо себя чувствовал, смотрел на экран с удовольствием, был захвачен сюжетом, почти не морщился от изысков отечественного дубляжа и подвоха не ожидал. А послевкусие вот какое вышло. Обычно у меня такие эффекты бывают только при просмотре кинговских экранизаций, но, видно, нашлись правильные люди и флаг подняли, создали в фильме правильную, с механической точностью рассчитанную атмосферу, расчертили монтаж картинки, составили гороскоп сюжета, способного в это время года ошарашить зрителя, собрали актёрский состав, закупили мешок спецэффектов и врубили на полную душераздирающих криков.
Единственным внятным достижением режиссёра (кстати, знакомого нам по заглавной роли в фильме «Амели») Матье Кассовица можно считать наметившийся ближе к середине фильма красочный и весьма впечатляющий образ внутреннего мира душевно больных людей. И то, как у них постепенно сносит крышу, и как им никто не верит, и как искажается постепенно восприятие окружающего мира — браво. Эх, если бы сценарий не завернул фильм в детективно-догонятельно-убегательную сторону, да если бы будни тюремной психиатрии показать обстоятельнее и достовернее, цены б фильму не было, а так…
Повторюсь, результат вышел сочный, но даже гамбургер иногда отличается вкусом от подмётки. А любителям ручной лепки котлет — в другую очередь.
Кстати, я так и не понял, почто неупокоенные мёртвые души в фильме так мутузят подследственную, а также — почему фильм называется «Готика».
1608 Прочтений • [Готика: Практика судебной психиатрии] [16.09.2012] [Комментариев: 0]