28 дней спустя: 28 дней спустя. Онтология катастрофы
Столь запоздалый выход фильма «28 дней спустя» в отечественный прокат вряд ли можно объяснить с разумных позиций. Ну, не попал фильм в число особо замеченных, английский кинематограф вообще не слишком жалуют у нас в прокате, но держать его в запасниках «на крайний случай» полтора года — непростительная блажь, потому как я могу назвать с ходу кучу более свежих фильмов, рывком выставленных на прилавок несмотря ни на какую конкуренцию на рынке, которые с творением Дэнни Бойла просто не идут в сравнение.
Да и не очень годится он быть заглушкой в сезон «Возвращения короля», это всякие «Готики» вполне канают на эту роль, сидеть же на просмотре «28 дней» рядом с чавкающей публикой, которой всё равно, куда идти, лишь бы не сидеть дома занятие для настоящего стоика. Правда, сейчас ценители кино лишь на сеансах ПиДжея встречаются, на остальные фильмы заглядывать страшно. Впрочем, довольно брюзжать, приступаем к дегустации собственно продукта.
Сейчас, в эпоху возрождения жанра старого доброго трэша апокалипсическими сюжетами и картинками никого не удивишь. Сюжет таких фильмов часто бывает банален — случается нечто, что приводит мир на грань, а то и за грань катастрофы. Да собственно, режиссёр «28 дней» Дэнни Бойл, знаменитый до того своим фильмом «На игле», фильмом вполне трэшовым, и не собирается быть оригинальным, предпочитая играть по своим правилам, пока зритель наклоняется к тазику с попкорном. Фильм-катастрофа по сути, «28 дней спустя» предстаёт перед вдумчивым и ценящим оком скорее задумчивой притчей, со всей своей национальной медлительностью, с вялыми разговорами (дайте мне в руки режиссёра отечественного дубляжа, я его убью!) и очень быстрой камерой, пытающейся угнаться за ещё более энергичным бегом персонажей.
Планы пустого, вымершего Лондона сменяются интернациональными супермаркетами, дурная кровища, что хлещет из нашего брата-мутанта как пиво из бочки под жуткие крики «долби-дижитала», сменяются тягучей тишиной со скрипами и стонами. Нас тут не пытаются напугать, персонажи не совершают безумных и бессмысленных квестов со смертельным исходом, их просто несёт по пустой и страшной Англии навстречу радиоголосам.
И всё это — под звуки привычно сочного, прячущегося за каждой дверью саундтрека, ставшего в последние годы маркой английского кинематографа. Джон Мёрфи писал музыку и к «Большому кушу», и к фильму «Карты, деньги, два ствола», так что совместно с Дэнни Бойлом они составили ансамбль куда как верно демонстрирующий свету, в каком направлении нынче шагает кинематограф английский. А шагает он вот куда — все два часа просмотра вас привычно будет коробить от жалких попыток наших переводчиков осмысленно подать английскую (не американскую, а именно английскую) разговорную речь, вы будете ловить себя на постоянном ожидании очередного кино-штампа, вы будете нервничать от смеха героев, упорно изображающих из себя психически здоровых людей. А ещё вам будет трудно уследить за гениально-раскованной камерой Энтони Мантля (последний раз отличившегося в «Догвилле»), но даже со всеми её изысками вам будет не хватать обыкновенной режиссуры.
Да, «28 дней спустя» каким-то чудом выявил главный недостаток творчества Дэнни Бойла. Любая пауза у него оказывается чуточку затянутой, любое по-английски неопрятное лицо — слишком вычурным, любая картинка — надуманной. Заставляя зрителя сходить с привычной голливудской колеи, режиссёр перебарщивает, заставляя фильм не свободно скользить, а предательски вихляться в стороны. Тот ход, который был стильной штучкой во всех известных английских картинах последнего времени, в «28 днях» оказывается недостаточен. Только к самому концу фильма все эти страхи, погони и кровь обретают приличный режиссёрский сердечник. И уже тогда устремляются к намеченной цели.
У «ужастиков» общее место — отсутствие сюжета как такового, а уж т.н. «идеи» — и подавно.
Фильм, о котором речь, несомненно, обладает и тем и другим в значительной мере. Трэш как жанр часто изобилует ненужной сюжетно, попросту бессмысленной жестокостью. Фильм, о котором речь, в подобном обвинить тоже не получится.
Потому что главную мысль картины — если ты хочешь победить зверя, стань им, а если хочешь остаться человеком, побори зверя в себе — Дэнни Бойл донёс с мастерством и умением, отбросив на второй план все свои недочёты и нелепости. Что, например, ему не удалось в «Пляже». И уж точно все 50 миллионов сборов в мировом прокате фильм заработал честно. От себя же выскажу надежду, что в выходящих в 2004 году двух своих новых фильмах режиссёр Дэнни Бойл станет более режиссёром и не менее оригиналом, чем прежде.
984 Прочтений • [28 дней спустя: 28 дней спустя. Онтология катастрофы] [16.09.2012] [Комментариев: 0]