Последний самурай: Последний самурай. Япония, которую они потеряли
Право, когда вижу на афишах очередной анонс фильма в жанре исторической драмы, всегда удивляюсь собственным мыслям. Знаю же, что ожидать от творения голливудских мастеров исторического правдоподобия не приходится — тут уж либо зрелищность и динамизм, либо сермяжная правда. Что из них предпочтительней — неизвестно, потому что как раз правдоподобие и массовость батальных сцен — занятие дорогое, его окупать нужно, да. Потому — сделаем для себя правильный вывод, натяжки и недоделки тут неизбежны, и избавиться хотя бы от преследующей многих откровенной лажи на подобном поприще способны либо крепкие продюсерские таланты, либо гениальные режиссёры. Назвать режиссёра «Последнего самурая» Эдварда Цвика гением современной кинематографии у меня рука не поднимается, но что у него не отнять — так это талант продюсера, в особенности помноженный на харизму второго участника проекта — лично Тома Круза. А посему, наслышанный о восторгах американской публики после первой недели проката (потом, кстати, поугасших), а также о достаточно благосклонной критике, я отправлялся на премьеру в приподнятом настроении, но не без предвкушения цирка шапито.
Большая часть из замечательной команды «Последнего самурая» может похвастаться значительными киноработами: Эдвард Цвик "Осада", "Легенды осени"; Джон Логан "Синдбад: Легенды семи морей", "Машина времени", "Гладиатор"; Ханс Циммер "Пираты Карибского моря", "Перл-Харбор", "Ганнибал", "Миссия невыполнима-2", "Гладиатор", "Крик-2", "Король-лев"; Стивен Розенблюм "Четыре пера", "Перл-Харбор", "Люди-Икс", "Осада", "Храброе сердце", "Легенды осени"; Ромуло Адриано мл. "Эквилибриум", "Красная планета", "Куда приводят мечты"
Господ нелюбителей «голливудщины» спешу огорчить — фильм вышел добротным, на уровне лучших представителей жанра, а к числу четырёх оскаровских номинаций я бы, пожалуй, взял на себя смелость добавить от себя «ещё парочку». Но, обо всём по порядку.
Не буду нагружать повествование подробным пересказом канвы сюжета, история проста и известна хотя бы из текста на обороте рекламки. Герой Тома Круза, американский военный, волею судьбы оказывается посреди сотрясающего Японию бунта самураев, пытающихся отстоять на фоне грядущих перемен старую добрую Японию. Император теряется, какой путь выбрать, и вот, наконец, современные ружья сталкиваются с латами и катанами самураев и верных им солдат. На фоне культурного конфликта борьба между прошлым и настоящим, между древней цивилизацией и «цивилизацией» пушек и станковых пулемётов переносится в сознание главного героя, который из врага самураев становится одним из них, тем самым последним самураем.
Не станет большим спойлером, если я сообщу, что весь фильм на экране будет падать снег, сиять Фудзи, цвести сакура, будет много идеально отточенной стали и рогатых самурайских доспехов. Разные версии «Японии-на-экспорт» мы уж видали, тут же дело не в картинке, и даже не в конкретных диалогах, которых в «Последнем самурае» много, чай, не «Людей-Икс» снимают. Мы знаем, что можно вытворить с самыми заумными диалогами и как самые лучшие посылки превращаются в конечном продукте законченной ересью. И даже могучие батальные сцены с рукопашными зарубами и конными атаками не спасут фильм, в котором не будет главного — ощущения правды, реальности поставленной проблематики, естественности душевных метаний героев и, вместе с тем, как ни странно это прозвучит, всё-таки фантастичности, ирреальности происходящего.
кадры из фильма
Поскольку я считаю именно этот момент основным достоинством «Последнего самурая», поспешу объяснить, что имеется в виду. Японский антураж уже давно просто оккупирован всеми видами аудиовизуального искусства, а уж фильмов на сию тему только за последний сезон вышло несколько, большого ума сообразить что там, в стране восходящего солнца, к чему, не нужно. Другое дело, что авторам, берущимся за Японию именно как Страну-Неизвестность, нужно обладать должной толикой здравого смысла, равно как тонкого чувства равновесия, чтобы не скатиться в кич, не сделать персонажей картонными, а красивые закатные пейзажи — намалёванным на заднике шаржем «хайку-стайл». Видали такого добра — окиян разливанный. Так вот, Том Круз и Эдвард Цвик со товарищи справились.
кадры из фильма
Самурай Кацумото в исполнении Кена Вантабе суров не от напыщенности, он естественен и рассуждая о поэзии, и говоря «таков путь бусидо», и восхищаясь капитаном вражеской армии, в ярости отбивающимся от четырёх наседающих врагов оброненным на землю чужим знаменем. Вокруг чужака на протяжении всего фильма разворачивается не показушный спектакль, а настоящая, хоть и чужая жизнь, она притягивает не своей непонятностью, но своей глубиной, абсолютной обусловленностью поступков, строгостью, дисциплиной и самоотречением.
И зритель в зале начинает сочувствовать герою Тома Круза в этом желании — проникнуться духом старой Японии, одеть рогатый шлем и идти в бой.
Честное слово, давно не видел фильм, столь точно ложащийся в душу, ни одной натянутой сцены, ни одного предательского чувства неловкости за режиссёра. Песни, мечи, кони, диалоги, дети, старики, воины и крестьяне, они движутся мимо тебя длинной чередой под грозную музыку, уходя, чтобы не возвратиться более никогда. Разве — в памяти народа, который век назад и правда выбрал путь западного мира, но который остался искренне верен своему прошлому, которым можно только гордиться. И молодой Император дарит меч Кацумото американцу, потому что видит — тот принял от своего бывшего врага куда большее, нежели культуру древнего народа, он научился у него чести самурая.
Один из персонажей, замечу, мне живо напоминает Леголаса по версии Питера Джексона, тоже лучник, будете смотреть, обратите внимание!
Постановка проблематики — великолепна, что и говорить, и визуальное решение — тоже не подкачало, органично впитав в себя и каменные лица персонажей, и их же — в уместных случаях — улыбки, и батальные сцены, и просто тишину.
Кстати, последние два пункта ой как коробили меня на «Властелине» Питера Джексона, ПиДжею бы вот так научиться показывать крики и ярость грандиозной битвы, когда камера оказывается один на один со сражающимися, когда персонажи умеют не только сурово побеждать, они и погибать умеют с такой восхитительной честью, что хочется аплодировать стоя. И пулемёты против такого героизма кажутся жутким варварством, чётко демонстрируя — где на экране культура, а где — дикость.
кадры из фильма
Между прочим, в этом ещё одно достоинство «Последнего самурая». В отличие от «Гладиатора», сценарий к которому тоже писал Джон Логан, тут мы видим не противостояние героя и героя, а культурологический конфликт, противостояние целых цивилизаций под грохот барабанов. Композитор Ханс Циммер расстарался вовсю, на мой взгляд совершив невозможное — выдержав планку своего же продукта, написанного для «Гладиатора». Конечно, в «Самурае» не оказалось места речитативам, но грозная поступь воинов по рождению была сформулирована так мощно, что я бы поспешил назвать саундтрек к фильму «Последний Самурай» одним из лучших творений этого жанра за последний год. Очень удивлён отсутствием его в номинациях на «Оскар», большая половина номинационного списка обсуждаемому фильму и в подмётки не годится. Обязательно разыщу саундтрек в продаже, закуплю до коллекции.
кадры из фильма
Под занавес хочу похвалить собственно актёрский талант Тома Круза. Он уже так привычно примелькался своими густыми бровями в разного рода ширпотребе со спецэффектами, что я уж было разочаровался. «Последний самурай», безусловно, его достижение не только как продюсера, но и как актёра. Не обращаясь к его мастерству кендо, хочется отметить именно живость получившегося персонажа, его характер, тонкое целомудрие романтической линии фильма, его разговоры за столом и даже невероятно редкая нынче в Голливуде интонация глубокого разочарования в Великой Американской Культуре — о, это всё стоит дорогого, правда.
кадры из фильма
Даже нашим братьям меньшим, любящим поржать и пожрать на серьёзной фильме, в данном случае доведётся остаться с носом, право, нужно вовсе не иметь мозгов, чтобы портить окружающим качественное зрелище, изыскивая на столь неблагодатной почве источник для своего дебильного юмора.
Остальным же замечу — если вы хотите неплохо провести время перед киноэкраном, даже если вы не интересуетесь Японией и её культурой, а просто хотите без изысков посмотреть на хорошо поставленные бои на мечах — фильм для вас. А уж если вы — тонкий ценитель кино вообще и восточной культуры в частности, милости прошу в зал, благо прокат у «Последнего самурая» достаточно широк. Тем более что и перевод на этот раз — выше всех похвал, японского с рязанским акцентом мы не услышим.
Ходите в кино!
1910 Прочтений • [Последний самурай: Последний самурай. Япония, которую они потеряли] [16.09.2012] [Комментариев: 0]