В цепкие руки редакции КиноКадра попало сразу несколько работ в давно и прочно полюбившемся народу жанре саундтрека, или музыки к фильму или из фильма. Будучи в неизбежном восторге от прослушанного, спешим представить на суд общественности наш обзор.
«Властелин Колец: Возвращение Короля»
Композитор и дирижер: Говард Шор
Включает композицию «На Запад» Энни Леннокс
Говард Шор, человек и композитор, настолько прочно вошёл в жизнь фанатов эпопеи Питера Джексона, что уже и невозможно представить себе те мрачные годы, когда мы обходились без его творчества. Всё-таки правы американские киноакадемики, из года в год номинируя Говарда Шора за лучшую музыку к фильму на премию «Оскар», равно как продвигая по другим номинациям и его коллег по трудам — особенно запомнилась общественности Эния с её композицией для «Братства Кольца». Ещё первая часть трилогии в смысле музыкальных тем поражала своей широтой, глубиной и мощью. С ходу не припомню другого фильма, столь богатого разнообразными музыкальными линиями, а уж что одна другой сочнее и фундаментальнее — так сие есть факт известный.
Прослушав целый год к ряду этот альбом по дороге на работу, я не стану уточнять, что второй альбом трилогии покупался уже трясущимися ручками и вообще с волнением в мятущейся душе. Однако чуда не случилось, новые темы были малы числом (на вскидку вспомню только скрипичную тему Рохана), а в основном представляли из себя ремейк старых композиций. Мощно, но уже не так, да и эффект новизны за год как-то утратился, плюс финальная песня в стиле Бьёрк не впечатлила. Соответственно от третей части оставалось ждать того же, однако — нет.
Саунд к «Возвращению Короля» получился у мистера Шора просто на загляденье. Уж не знаю, что во первую голову тому причиной — то ли более динамичное повествование заключительной части трилогии, то ли более грамотные исполнители эльфийских гимнов — в непривычно мужском варианте мне лично видится более грамотный подход к озвучиванию наследия Толкиена. К этому приложилось и несколько новых тем, и более должное раскрытие старых. Так в духовой версии мотив Рохана звучит гораздо лучше, на мой скромный взгляд. Но самое главное — в список дорожек были включены обе песни, непосредственно фигурирующие в фильме — песня Пиппина, которая служит фоном для сцены «гибели» Фарамира и песня Короля Арагорна, звучавшая в сцене коронации.
Последним штрихом к успешному релизу стала финальная песня «На Запад» Энни Леннокс, номинированная на «Оскар» в категории «Лучшая оригинальная песня к фильму». Всё вышеперечисленное просто заставляет меня настаивать — для любителей жанра эпического, а тем более — ролевого саундтрека альбом «Возвращение Короля» несомненно будет приятным приобретением.
«Матрица: Революция»
Музыка из фильма
Композитор: Дон Дэвис
Общим местом отечественной (вторящей западу, если честно) критики относительно творчества братьев Вачовски стала обличительно-разоблачительная традиция. Мол, смотрите, какую лажу они нам под прикрытием своих ударных спецэффектов пытаются пропихнуть. Не выйдет, мол.
Редакция КиноКадра к представителям подобного образа мышления всегда относилась с лёгкой иронией. Зря они разоряются, их всё равно никто не слушает. Сиквелы «Матрицы» — бесспорно, заметное явление прошедшего года, один из самых выдающихся фильмов класса «блокбастер», и свои деньги братья Вачовски, безусловно, заработали честно, потому что и сами повеселились, и публику позабавили на славу. Продукт их отличается качеством и оригинальностью, чего многим и многим ещё только снится в сладких снах. То же касается и саундтрека к фильму.
«Матрица: Перезагрузка» сопровождалась продажей двухдисковой коробочки, в которой содержалось помимо музыки ещё и собрание роликов к фильму. Па первом диске привычным для первой «Матрицы» образом содержались так сказать «приуроченные» к фильму композиции монстров рока в составе Роба Зомби, «Рэйдж эгейнст зе машин», Мэрилин Менсона и других товарищей разной степени правильности и продвинутости. Единственно, от проекта по понятной причине отвалились культовые, но почившие в бозе «Продиджи» и по неизвестной причине не менее культовый «Раммштайн». Тем не менее, первый диск ударно зажигал, а уж второй… На втором диске были расположены «родные» дондэвисовские композиции — бэкграунд к погоне на шоссе, тема Мировингена и так далее. Бодрая музыка в дорогу — что может быть лучше!
В рассматриваемой нами теперь третьей части саундтрека уже не содержится композиций «к фильму», поскольку они мирно закончились ещё во второй части, зато она полностью посвящена гению Дона Дэвиса и целиком состоит из мощных мультиинструментальных зарубов во всевозможных этнических стилях и различных направленностях. Главная духовая линия сиквелов «Матрицы» представлена тут самым величественным образом, разрывая в клочья неподготовленные барабанные перепонки, без хорошего звука весь эффект не ощутить, но и фоновые марши под батальные сцены, коих в «Революции» полно, тоже внушают.
На этот раз среди других композиций нашлось место и лирическим интонациям конца фильма, и речитативам из «Упанишад», которые мы помним по «дружеской встрече» Нео с агентом Смитом, равно как по финальным титрам. Ради одной только последней композиции стоило потратить денег на покупку всего диска. Мощно и со вкусом.
Оригинальный саундтрек фильма Квентина Тарантино
«Убить Билла часть 1я»
Любителям творчества Квентина Батьковича Тарантины не нужно объяснять, какую долю от него составляет неповторимая музыкальная палитра его фильмов. «Криминальное чтиво» не было бы тем, чем оно является для истинного ценителя жанрового кино, если бы не композиции «Гёрл, юл би а вуман сун» и «Гет даун, гет даун». И было бы весьма удивительно, если бы «Убить Билла» не выдал на-гора могучую звуковую дорожку самого рок-н-рольного закваса. Собственно, редкий случай, когда жанры «музыки из фильма» и «музыки, навеянной фильмом» совпадают абсолютно. Кто смотрел, безусловно, должен помнить заглавную песню в исполнении Нэнси Синатры «Бэнг-бэнг», равно как песенку в стиле «японского рок-н-ролла» с немудрящим, но задорным текстом: «у-ху, у-ху-ху».
В таком бодром темпе со вкусом и азартом, возвращая в памяти на свет божий старые-добрые семидесятые годы, сдобренные крепким парнем The RZA, Тарантино кропотливо создаёт музыкальный образ своего несравненного трэш-арта, заканчивая всё это счастье сперва гениальным латиноамериканско-эстрадным ремейком песенки «Оу, Лорд, донт мейк ми би мисандерстуд», а потом столь же вокально-иструментальным пассажем на японском языке в исполнении Меико Кажи.
Музыка к фильму «Убить Билла» столь же хороша, сколь непохожа на всё то, что сейчас играют хоть в кино, хоть по радио, хоть на телевидении, за что уже большое спасибо Квентину нашему Тарантино, очень хочется теперь поскорей увидеть вторую часть дилогии, поскольку с музыкой там будет который раз всё хорошо.