Холодная гора: Холодная гора - сказка о войне и мире
Возьмите могучий сюжетообразующий элемент, каким является и всегда являлась для искусства война. Поместите этот элемент на фон замечательной природы, снегов, дождей трав и цветов. Отыщите в себе тень чужих жизней, которые, сплетаясь, заполнят своими судьбами получившееся полотно. Теперь вы готовы понять, за какую грандиозную работу взялся режиссёр Энтони Мингелла, приступая к съёмкам «Холодной горы».
Действительно, как много раз брались за эту тему писатели и режиссёры, а уж что касается Гражданской войны в США — «Унесённые ветром» своей великолепно разработанной сюжетной мощью будут довлеть над каждым, кто хочет прозвучать хоть сколько-то свежо, хоть сколько-нибудь по-особенному. И правда, неужели очередной фильм о возвращении домой с войны окажется лишь старой перепевкой известной песни? За что тогда раздавать награды и статуэтки, вообще — зачем тогда ходить в кино?
Есть зачем. Потому что Энтони Мингелла сумел обойти все правила. Плохо ли, хорошо ли, он обманул всех. И уже за одно это можно ему смело аплодировать.
На экране мы видим ужасного дракона и его засеянные и проросшие зубы. Это северяне подрывают укрепления конфедератов, янки рвутся в бой на крики раненых и попадают в кровавую ловушку собственной военной хитрости. Мы видим дремучий заснеженный лес, полный голодных волков. Это ополчение южан ловит собственных дезертиров, не вызывая ничего, кроме той степени отвращения, которой достоин только бешеный зверь.
Мы видим безродного принца, который ищет свою принцессу, несмотря на все горы и реки, что преграждают его путь. Он побеждает Дракона, он выходит невредимым из лап врагов, он выпутывается из сотен переделок, обретая и теряя по дороге друзей. Даже Баба-Яга не спешит его зажарить и съесть, она поит его кровью ягнёнка и он оживает, полный сил. А волки, они нападают на бродячих музыкантов в холодном лесу, они жаждут крови и самой принцессы, и её служанки, и старой женщины, чьего мужа и чьих детей они уже успели сожрать.
И принц возвращается к принцессе. И убивает волков. И исчезает сам, как исчезает сказка, после того как закроют детскую книжку. Потому что Энтони Мингелла снял сказку о городке Холодная гора, про принца и принцессу, про Бабу-Ягу и волков. Не психологическую драму о войне и мире, а сказку для взрослых в стиле, если хотите, малобюджетного «Шоссе».
О, режиссёр вышел хитрецом из хитрецов, что придираться к нему по мелочам — кивать на излишне смазливого Джуда Ло, на просто-таки навязшую на зубах стивенкинговскую «мистику», журить за излишне прямолинейное поведение героев, за грубый юмор, за бессмысленность и беспощадность, за слабость главных ролей в пику героям второстепенным (священник и шикарная Рене Зельвегер в роли Руби). Мистер Мингелла лишь улыбается загадочно — это же сказка, потому и чёрно-белое всё, потому и конец слабоват, зато моралистичен, потому «секретный подкоп» больше похож на фундаментальную шахту — это же всего лишь аллегория, потому полно неувязок в сюжете — это же сказка, просто сказка.
Чудеса, чудеса, и помолодевшая Николь Кидман, и все эти птицы, свиньи, деревья, амбары и похотливые мельничихи. Ни единой ноты не выкинешь из этой всеобщей гармонии. Право, после «Английского пациента» Мингелле очень не хватало эдакого вот подходца, и старый знакомец режиссёра оператор Джон Сил сумел воплотить эту задумку со всевозможным тщанием.
Ну, и музыка, о, такого могучего кантри мы встречали разве что в фильме «Где же ты, брат», в редакции КиноКадра фанатов этого жанра не то чтобы толпы, а и нас пробрало. Иной раз эпические музыкальные полотна господ Циммера и Шора не так цепляют как эти яркие голоса под банджо.
И, конечно же, несмотря на достаточно противоречивое с непривычки впечатление от фильма, удалась, безусловно удалась роль у непривычно молчаливого и пасмурного Джуда Ло.
Право все семь номинаций — три разных за музыку, два за камеру и монтаж, а ещё за лучшую мужскую роль и женскую роль второго плана — все, несомненно, заслужены, а вот за хитрости с сюжетом — Энтони Мингеллу всё-таки наказали. И в ворохе других наград режиссёру тоже ничего не обломилось. Не всегда можно так смело обманывать почтеннейшую публику. Хотя… фокус всё равно удался. И сказка стала былью, и удовольствие от фильма есть. Хотя, конечно, и сказки нужно уметь делать так, чтобы можно было забыть, что они — сказки.
1452 Прочтений • [Холодная гора: Холодная гора - сказка о войне и мире] [16.09.2012] [Комментариев: 0]