Забавный это жанр, экшн-боевик, с тех пор как он воцарился на экранах, потеснив остальных своих высокобюджетных собратьев, каких только его представителей мы не встречали в обзорах кинопремьер. С элементами мистики и фантастики, с морем спецэффектов и почти без них, с головокружительными трюками, воздушной акробатикой, чуть ли не балетными па и обязательно с боевыми искусствами унутре. Разве что в шахматы герои этого прелестного жанра не играют — сложно сопрячь специфическую работу камеры с мыслительным процессом. Раз и навсегда обучившись делать картинку красивой, энергичной, превращать её в протяжённое во времени и пространстве, расцвеченное всеми цветами радуги движение, мастера этого царства звука и мельтешащего образа окончательно ушли в полёт вместе со своим детищем.
Экшн-боевики как были напрочь лишёнными и тени мысли на лице сценариста, так и до сих пор лишь время от времени принимают напряжённые позы и изрекают перед зрителем некое подобие хода мысли. Что главное в таких фильмах? Ведь не натужные рассуждения персонажей о судьбах человечества, не напряжённое измышление очередного плана побега-ограбления-погони-далее везде. Главное в них — могучий полёт камеры, глянец картинки, незамутнённая серьёзность персонажа и машины, скутеры, вертолёты, всё что может красиво двигаться на экране.
Должен быть рёв моторов, лязг рычагов, свист поршней и вой лопаток реактивного двигателя.
Бывают боевики про автомобили (тогда они должны быть мощные, очень мощные, и дорогие, очень дорогие), бывают боевики про преступников и полицейских (тогда полицейские должны быть тупые, очень тупые, кроме, может быть, одного, тот должен быть ещё и очень злобным), бывают — про суперполицейских и преступников (тогда преступники должны быть великолепно вышколены и оснащены, а Главный Полицейский должен взять их хитростью и невероятным героизмом в сопряжении с акробатикой и боевыми искусствами).
Могут быть варианты, комбинации сюжетов. Но основная канва требует строгой выдержки и минимума отсебятины. Герой без страха и упрёка, хотя и законченный панк в душе, его девушка (можно бывшая, тогда он её снова завоюет, предварительно разнеся полгорода), и скорость, скорость, скорость!
«Крутящий момент» в данном случае — идеальное воплощение жанра. В качестве базового плацдарма берётся мир байкеров (мотоцикл круче машины в сто мильёнов раз!), показываем кукиш всем этим новомодным «Форсажам» (сами и снимали, ну и что?), расставляем героев (крутых, очень крутых, офигенно крутых, включая двоих негодяев, но не включая одного неудачника, который должен погибнуть). Пусть они будут ездить на офигенно крутых байках, сделанных на заказ, а зарабатывать на жизнь, ремонтируя друг другу эти же самые байки и питаясь подножным кормом. Пусть самый главный (и самый крутой) герой по фамилии Форд вернётся в родное Эль Пасо из-за моря, из-за гор, где он прятался от злых негодяев в лице Федерала и Наркоторговца. А вернётся он, потому что настала пора надрать тут всем чёрные (ну, не только чёрные, разные) задницы, а также снова полюбить любимую некогда девушку, которую он так долго вспоминал в своём Макао (или Гонконге, хрен их разберёт).
И всё заверте. В смысле, настал тот крутящий (он же вращающий) момент, когда шины супер-байков задымились о покрытие шоссе, замелькал вокруг спецэффект, всё смешалось, кони, люди. Нет, коней там нет, а есть только лошадиные силы. И людей нет, а есть байкеры.
Одни из них — правильные пацаны, уважают копов, никого не мочат без повода, наркотой не торгуют, а возят с собой Большой Чёрный Джып. Для форсу, потому что в нём вся фишка. Другие же байкеры — пацаны неправильные, делают всем нехорошие подставы, предъявляют честным пацанам предъявы и внатуре за ними косяк. Правильные байкеры сплошь негры (исключая главных героев, эти тоже правильные, но не негры, и вообще они тут проездом в Мексику, вот только всех замочат и поедут дальше), умеют сказать «аминь» и носят кресты как у реальных братков. Неправильные байкеры все в морально устаревшей коже и пирсинге, гоняют лучше правильных, но они всё равно неправильные, потому что у них главный герой упёр Ведро Героина и ему западло им его вернуть, потому что он за трезвую байкерскую жизнь без легалайза и марафета.
И вот всё это ужасное нагромождение всего-всего, призванное изобразить на экране Сужет, приходит в движение и под яростный рёв форсированных двигателей от вертолёта, кроша всех и вся на своём пути, преодолевая немыслимые препятствия в виде Копов, Поездов и Законов Физики, а также друг дружки, несётся на тебя. И только тогда становится ясно, зачем мы тут, собственно, собрались. Зрителю предъявляют то самое каскадёрско-спецэффектное зрелище, ради которого был весь сыр-бор. О, это они уже умеют, и с каждым годом умеют со всё возрастающей силой. Все эти столкновения, подъём-перевороты, рулёжка по встречной, мордобитие на несущихся параллельными курсами байках — вот цель и средство, нечего придираться ко всяким мелочам типа здравого смысла. Его здесь и быть не должно.
Когда всё на экране закончится, а физиономия Форда окажется под колесом детского автобуса — тогда мы все выдохнем и начнём трындеть. Ну что такое, ну блин жеж горелый, как намастрячились нынче господа ваять столь красивое и столь одновременно тупое зрелище. И будем неправы, потому что экшн-боевик как всякий жанр, имеет свои законы. И ожидать от героев владения санскритом не только неверно, но и бесполезно. Ожидать надо красивой, глянцевой мощи, рвущейся (простите, простите!) у героя между ног, романтической концовки и полного отрыва башки в процессе просмотра. Чего мы на «Крутящем моменте» и имеем в преизрядных количествах. А это, знаете ли, самое главное.
От себя лишь позволю немного побрюзжать, что плёнку видовых съёмок в пустыне можно было и почистить, мешает вкушению прекрасного, так заметно «зерно», да и с «правильными неграми» тоже можно было не перебарщивать. Да и подучить тривиальные законы механики постановщикам визуальных эффектов тоже бы стоило — всё-таки наукообразное название обязывает. Впрочем, и без меня разберутся. От винта! До новых встреч! Ту би континуед!