О чём вы думаете, когда встречаете имя Анжелины Джоли на постере какого-нибудь фильма? Если о Ларке Укроповой, о педалировании на силиконовые губы и фигуристую внешность, то вы меня поймёте. Смотришь каждый раз эти фильмы, и поражаешься, как же топорно и кондово у них там «у голивуди» устроена работа. Так, есть смазливая мордашка, спортивная задница и малость таланта — а запихнём-ка милашку на какую рольку, глядишь, вытянет фильм. А ведь и талантом бог не обделил, и сказать может, и изобразить какие эмоции, и сыграть может, что твой Шекспир, а вот не дают девушке нормальных ролей. Чтобы главная, но не тупая, с репликами, а не «кушать подано» со стрельбой в перерыве. Посему, направляясь на просмотр голливудского киношедевра под названием «Забирая жизни», я думала — а ну как Анжелину нашу Джоли опять прокатят, поматросят и бросят. А ведь уже и несолидно — «актриса является послом доброй воли Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев», читаем в прессе и ужасаемся. Как же так можно, человеку столь изрядному, и пистолетами да ногами в обтягивающем трико размахивать.
В общем, под знаком этого вопроса и прошёл весь просмотр, поскольку житие разных придуманных маньяков — не столь интересное зрелище, как судьба отдельного живого человека. Кстати и фильм для таких рассмотрений весьма примечателен — детектив как детектив, с маньяком, со своей интригой и с весьма прозрачным финалом. Похож на игрушку в руках режиссёра — так повертит, эдак покрутит, авось что путное и выйдет, бюджет не зашкаливающий, можно расслабиться и получать удовольствие прямо на площадке, перед лицом довольного зрителя.
Жанр детектива уж сколько лет таков. Мастера «ироничного жанра» нам твердят — все варианты собственно тайны мы уж давно перебрали, все эти кухаркины любовники, вороватые садовники и Сексуальные Маньяки, как ещё Чапеком описано, со всевозможными извивами криминальной составляющей детектива известны зрителю давно и прочно. Нужно цеплять его скучающий взгляд чем-то другим. Криками в Темноте. Или там Особо Умными Следователями. Тоже вариант. «Забирая жизни» выходят фильмом, в котором интересно, не кто там из двух с половиной подозреваемых маньяк, а зачем госпожа агентша улеглась в сыру могилку тёмной ночью, и каким приёмом её уложит в постель главный свидетель обвинения.
Чем не поле для рассмотрения талантов лично мисс Джоли? Вот и рассмотрим, благо что фильм в остальном — достаточно гладкое, не лишённое влияния современного английского кинематографа, хорошо построенное визуально и не слишком глупое зрелище. Режиссёр не балуется трэшаком, а оператор умеет и любит работать с камерой. Да и могучий талант композитора Филиппа Гласса делает своё дело, не позволяя мозгу растекаться по своим делам, выдавая на-гора лишнее раздражение. Детектив, крепкий, не без свежих идей, но и вполне стандартный. Почто франкоговорящая полиция Квебека зазвала к себе агента ФБР, непонятно, но и бог с ними. То, что подозревать некого, кроме того, кто и оказывается Маньяком в финале, так на то и сценарист, чтобы режиссёр не дремал, зацепить зрителя и без того есть за что. Длинноватый пролог так и вовсе — отдельный, вполне замечательный короткометражный фильм про маньяка. Просто хоть выпускай синглом на отдельном DVD. Этан Хоук в роли трусоватого свидетеля — хорош, бесспорно хорош, хотя и слизан один в один, включая общую латентную любвеобильность, с главного героя фильма «28 дней спустя». Полно сюжетных натяжек и нестыковок, но это уж как водится, тем более что в глаза они бросаются скорее постфактум. Мы же о чём тут? Правильно, о гражданке Джоли.
Момент первый. Не ошибались мы, когда верили, что она — не одни лишь силиконовые губы и отлично зафиксированный для эффективного бега нижним бельём бюст. Талант, несомненный талант. На протяжении фильма героиня боится, злится, догоняет, убегает, бьёт по мордам и терпит побои. Отлично, просто отлично, после агента Скалли агент Иллеана Скотт для меня — лучший образчик жанра. Этакое труднопередаваемое сочетание трогательности, непоколебимости и немалого жизненного опыта. С пистолетами обращаться мы умеем, это все помнят, а вот что сыграть сцену с обнажённой грудью да в жарких объятиях — вот уже ценность для такого любителя голливудской продукции, как я. За фильм мы успеем рассмотреть мисс Джоли в роли сначала эдакой живой статуи Правосудия, потом растерянной курсистки в интересных обстоятельствах, потом жертвы кровавого маньяка (есть там такой кадр, что даже у меня ёкнуло, а уж барышни в зале чуть попкорном не поперхнулись), и снова торжествующей расхитительницы массовых захоронений жертв нехороших маньяков. Если кто считает, что сие так уж просто — пусть предъявит актрису, которая бы справилась лучше, учитывая все обстоятельства в виде совершенно сырого сценария. Уму Турман не предлагать, хотя формально — очень похоже.
Сделаем вывод — почти вся съёмочная группа работала на совесть, особенно старались оператор и композитор, опыт есть опыт. Фильм приятно посмотреть, и даже, наверное, пересмотреть ради Анжелины нашей Джоли лично, если не принимать близко к сердцу сценарий с его ляпами, а также «литературный» мосфильмовский перевод, авторов которого уже и за прежние прегрешения ждёт суд Линча. Кое-что свежее в фильме есть даже для эстетов, но и заимствований полно, что, впрочем, можно счастливо не заметить. До встречи в кино!