Что клонирование людей — занятие неблагодарное и чреватое разными неприятностями, это мы поняли ещё из телевизионных новостей, где нам рассказывали страшилок про овечку Долли, компанию «Клонэйд» и секту раэлитов. Собственно покуда клонирование всех сортов кинематографом серьёзным было как-то не слишком замечено. Всё больше фантастика средней руки, навроде «Шестого дня». Но время не стоит на месте, темой воспользовались ценители жанра психологического триллера.
У любящих родителей растёт сын, но вот он попадает под колёса автомобиля, спасти его не успевают. К безутешным родителям подходит тихий человек с пронзительным взглядом постаревшего, но оттого ещё более харизматичного Роберта де Ниро. Он предлагает проделать невозможное — он гарантирует, что родители спустя девять месяцев снова обретут своего сына целым и невредимым, разве что несколько… новорожденным. Продираясь сквозь сомнения в законности подобного, а также подгоняемые сроками («Геном можно хранить вечно, но клетки можно сохранить живыми ещё 72 часа».), сломленные горем родители соглашаются.
История потихоньку движется, рождается ребёнок, которого тоже называют как погибшего мальчика — Адам (с ударением на первый слог, понятно). Он растёт, и вот ему исполняется восемь лет, мальчик становится старше своего прототипа. Он похож, очень похож, только стрижка другая, но счастливой маме всё что-то кажется, она часто достаёт из тайной коробочки старые фотографии погибшего сына, а отец всё не может принять вынужденный переезд и постоянно крутящегося вокруг героя де Ниро.
Собственно долгое вступление смотрится гладко, в меру напряжённо, намёки на трагические обстоятельства кажутся вполне уместными, клонирование всё так же выглядит чем-то недозволенным и аморальным, а нечаянное счастье под крылышком у компании «Дар Божий» — чем-то незаслуженным, за что непременно должна последовать расплата. Тонкая психология и хорошая актёрская игра на фоне красивой, напряжённой музыки. А вот дальше начинается то, ради чего городили огород.
Мальчик становится мрачен, ему снится всякая гадость, он лунатничает вволю, ведёт себя в высшей степени странно. Потом на экране появляется подозрительный сарай с развешенными по цепям железными инструментами изощрённого членовредительства, а также уроды и садисты, которых в американских школах есть даже в младших классах элитного посёлка для врачей и их бывших пациентов.
Не разглашая, что будет дальше, сообщу лишь, что шансов на спокойную жизнь, даже после раскрытия всех страшных тайн доктора Уэллса, у героев фильма не много, и человеческие жертвы в фильме практически неизбежны, включая махалово тяжёлыми предметами по голове, тёмные подвалы, а также страшные стенные шкафы — сплошь штампы всех времён и народов.
Не разглашаю в первую очередь потому, что быть может кому-то понравится то, что не понравилось мне. То есть да, пугают, пацана временами хочется не выпороть — задушить (там будет эпизод по ходу действа), и даже когда мальчик вроде приходит в себя — всё равно остаётся так подозрителен, что как его можно содержать без постоянного присмотра и удаления из дома всех тяжёлых предметов, совершенно непонятно. Однако все эти местами сильные, хотя и весьма вторичные ходы меркнут на фоне чудовищно затянутого, нудного, смазанного финала.
То есть, пугали-пугали, а чего пугали, мне лично не стало понятно. Когда полнометражный фильм выдаёт в финале сверхидею на уровне короткометражки «Баек из склепа», это из рук вон. А уж логики в поведении вполне себе здоровых и разумных взрослых героев фильма с определённого момента и вовсе не видно, я уж молчу о мини-детективе, который замутили режиссёр со сценаристом вокруг подозрительной деятельности доктора Уэллса. Тщательней надо, ребята. Я уж молчу про псевдонаучные идеи о переносе памяти оригинала в тело клона.
Впрочем, если не вглядываться пристально в скученность финала, фильм производит вполне приятное впечатление, и пугают, и музыку играют правильную, и Роберт де Ниро с коллегами временами играет так, знаете, со слезой. А мнение моё об американских сценаристах хуже уже не станет.