Гарри Поттер и узник Азкабана: Гарри Поттер - узник формата
Дисклеймер: Прежде чем что-то начинать говорить, хочу заранее извиниться перед почитателями творчества миссис Роулинг. Так уж получилось, что не вижу я в грандиозном литературном наследии самой продаваемой писательницы современности ни смысла, ни таланта. Более того, считаю это самое наследие невероятно вредным, потому что оно искажает у аудитории представление о том, какой должна быть детская литература, хотя, нужно согласиться, собственно количество читающей молодёжи поттериана увеличила несказанно. В любом случае — абстрагироваться от проблем первоисточника я не в состоянии, а потому буду писать не рецензию, а редакционную колонку — набор наблюдений человека, не погружённого в реалии жизни магглов и тактические приёмы игры в квиддич, равно как не способного оценить соответствие локализации официальным нормам книжного перевода. Вот просто посмотрел я кино и увидел…
Журналисты и фанаты
Спецпоказ случился в четверг, в столичном кинотеатре «Ударник», где помимо волков маститой кинопрессы собрались победители какого-то конкурса, любители и ценители. А потому, с самого начала просмотра, ознаменовавшегося вручением призов этим самым незамутнённым поттероманам, левое и правое крылья зала занятным образом разделились по восприятию происходящего на экране — справа раздавался басовитый язвительный смешок, а слева перекатывалось радостное юное хихиканье.
Самое забавное заключалось в том, что с одной стороны фильм все собравшиеся воспринимали одинаково благожелательно, с другой стороны те же абсолютно все — и фанаты, и циники — глядели на всё происходящее со здоровым скептицизмом и смеялись буквально где ни попадя. Хором.
кадры из фильма
Тёмные страхи
В то время как фильм как таковой действительно оказался полон специфического юмора, внешне он гораздо более мрачен, чем творения Криса Коламбуса, предшественника Куарона на посту режиссёра поттерианы. Всю дорогу зрителя будет окружать нечто тёмное, чёрно-белое, поношенное, а потому до невозможности красивое. Даже неожиданное для многих превращение окрестностей Хогвартса в «вертикальный мир» играет в этом свою роль: постоянно кажется, что или оператор упадёт, или герои, бродя туда-сюда, споткнутся да упадут в пропасть. В те же ворота играет и постоянно перемещающаяся по площадке камера, подчас успевающая между сценами пронестись не только в пространстве — сквозь предметы, механизмы, стёкла, стены и просто по воздуху — но и во времени.
Как выясняется позднее, эти перемещения по сценарию носят весьма значимую роль, намекая на гермионины шуры-муры со временем. Громовая ива потрясает ветвями, сбрасывая снег — и уже весна, время в фильме летит, вернее, пытается лететь, на деле простаивая на месте, пронесшийся по сценарию целый год в результате выглядит двумя неделями, совершенно не уменьшая работы продюсерам, которые уже совсем изнервничались относительно не в меру быстро растущего организма Дэниела Рэдклифа.
кадры из фильма
А был ли мальчик
Известно, что вокруг этой темы вообще много шума, и что троицу актёров вроде как собираются уже увольнять к чёртовой матери, потому что тринадцатилетние дети с одной стороны не носят лифчиков (хы-хы), а с другой стороны не разговаривают приятным басом. Конечно, есть гримёры, и они должны отрабатывать свой гонорар, голоса тоже можно чутка исказить, но когда Гарри Поттера вначале фильма первый раз показали во весь рост, по залу пробежал вздох — какой он уже, блин, большой. Учитесь, в конце концов, у ПиДжея, у него в первой части трилогии Шон Остин, игравший Сэма, вовсе не выглядит тем здоровенным дядей с двумя детьми, каковым является по жизни.
Что касается разнополых напарников Гарри — вот они как раз пока (что там будет в четвертой части, неизвестно) выглядят дети-детьми, хотя Гермиона уже семимильными шагами становится тощим долговязым подростком, мечтой педофила, со всеми подобающими анатомическими подробностями. И если до сих пор как раз игра актёров-детей у меня особых нареканий не вызывала, в отличие от общей сценарной канвы, то в третьей части стало наоборот. Станиславский, господа. Сцены с Малфоем отвратительны, особенно пресловутая сцена с Малфоем и Гермионой, а также побиением второй первого. Только не надо кричать, что я не секу в теме. Мы говорим о кино категории А? Тогда извольте соответствововать. А пока — не верю.
Единственное достижение на предмет актёрской игры за весь фильм — это сцена с отражением массированной атаки Дементоров, кричали громко, кривлялись по-всякому. Добротно. И спецэффект дюжий. Камера опять же, вид сверху, вид снизу, крупный план. Отлично, просто отлично. Если бы так — весь фильм.
кадры из фильма
Повторение пройденного
Правда, режиссёр Альфонсо Куарон очень старался. Как адепт классического трэшака, из школы которого за последние годы сверкнула не одна мировая кинозвезда, он шутит всю дорогу, не очень пытаясь быть серьёзным. Профессор Люпин (ох уж эти мне якобы загадочные имена и названия, на самом деле прозрачные как слеза и наследующие от сиротской латыни) и бывший узник, а ныне борец за правду Сириус Блэк непрерывно зажигают, отодвигая на задворки повествования харизматичного Алана Рикмана в роли профессора Северуса Снэйпа. Анимированный портрет кривляющегося Гэри Олдмана вообще радует весь фильм, мешая вслушиваться в глубокомысленные авторские диалоги. Оборотни опять же, наша тема, трэшачная. Самое оно для хорошего времяпровождения.
Однако увы, в остальном фильм вышел всё-таки ужасно вторичным. Или это сказалось давление продюсеров и авторессы (от этих не избавишься!), или узость рамок сюжета, а может ещё что, но при таком бюджете (те же 130 миллионов, у серии ВК было чуть больше 90) положено делать так, чтобы всё свернулось и развернулось. А не вышло. Даже гиппогрифа этого мы словно уже видели (на самом деле он просто слишком похож на простую лошадь). Гремучая ива вообще слишком часто оказывалась чуть не главным героем, не вылезая из кадра, и надоела к концу просто до икоты. Красивые Дементоры слизаны с таких известных членов западноевропейского бестиария, как баньши. Квиддич и вовсе уже утомил, и то, что его в серии толком и не было, только радует. Таким образом, оригинальные режиссёрские находки исчерпываются парой занятных пролётов камерой, двумя спецэффектами и массой мелкого трэш-юмора навроде самого начала фильма, с улетевшей тётушкой и сумасшедшим автобусом.
кадры из фильма
И всё-таки:
По жанровой стилистике фильм нужно относить скорее к сказочному детективу для детей. А потому на экране происходит множество загадочных событий, которые непосвящённому кажутся бредом. Случаются подозрительные совпадения, которые выливаются в тривиальную сценарную подтасовку в стиле «бог из машины». А уж времяпереходный девайс Гермионы… м-да. Проблема в том, господа фанаты, что сюжет бы ничего не потерял и без него.
Чего говорить о фирменных дуэлях на волшебных палочках — в стиле французских гангстерских фильмов семидесятых годов, это когда пистолет держат у бедра и всегда попадают. Высокий класс, противник механически превращается в котлету. По степени общей идиотии происходящего отдыхает даже квиддич.
И вообще — больше всего в поттериане раздражают постоянные и ничем не мотивированные «чудеса», а уж когда их становится не так много (а в «Узнике» их гораздо меньше, чем в остальных книгах), режиссёр оказывается вынужден выпучивать на них глаза, тыкая в них зрителя, как кошку в содеянное. Утомляет.
А потому, сколько бы ни изображала Гермиона героическое лицо, сидя за грудой сотонинских тыкв, сколько бы Дементоров ни кружило в небе, сколько бы персонажей не изымал из рукава автор в порыве удивить юного читателя крутостью завернутого, но меня вот что-то не впечатляет. Хотя режиссёру за труды — всё-таки спасибо.
До встречи в кино.
Фильм идёт с 4 июня в кинотеатрах: Пушкинский, Ударник, Первомайский, Баррикады, Электрон, Экран, Горизонт, Киргизия, София, Витязь, Стрела, Мечта, Тбилиси, Солнцево, Аврора и далее везде в лучших залах страны.
2293 Прочтений • [Гарри Поттер и узник Азкабана: Гарри Поттер - узник формата] [16.09.2012] [Комментариев: 0]