Все мы помним страстную любовь советского кинопроката к шпионским и полицейским французским картинам времён оных. Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо в свои золотые годы. «Профессионал» так и вообще навсегда застыл в иконостасе нашего всего, а «Высокий блондин в чёрном ботинке» даже переплюнул по части народной любви своим юмором все градации превосходных степеней. Оная любовь была поддержана и отечественным телевидением более поздних времён, которое, не имея долгое время денег на свежие фильмы, предпочитало показывать раз за разом кино всё знакомое, всё то же.
Мы теперь чётко знаем, каковы нравы во французской разведке — там подсиживают друг друга, там устраивают коварные заговоры в стиле «тихо сам с собою» и там часто нехорошо поступают с честными сотрудниками. А ещё там всегда держат пистолеты у бедра и никогда не промахиваются, хотя ни капли крови на экране мы не видим.
Прошли годы, но выяснилось, что жанр ещё не умер. Он живёт и не то чтобы процветает, но явно ностальгирует по тем временам, когда на одной восьмой части суши царил не американский гангстерский боевик, а немецкий вестерн и французский шпионский детектив. Потому что вышедшие на отечественный экран фильм «Секретные агенты» настолько прочно не покидают старых жанровых рамок, что хочется посмотреть повнимательнее на календарь — а правда ли на дворе уже начало XXI века?
Нет, конечно, с экрана льётся могучий рык современного «обдолбленного» звука, никакого тебе синхрона — только полная русская переозвучка, на экране мелькают мобилы, гоняют тачилы, вовсю пользуются мэйлом и другими благами цивилизации, даже кровь, по всем современным канонам, брызжет преизрядно, а автомобили если врезаются друг в друга, так с обязательно с замиранием в кадре, с грохотом и лязгом, чтобы стекло и искорёженный металл во все стороны вдребезги-пополам. Козни теперь строят не абстрактные «враги», а вполне конкретные американцы, которые хоть вроде и «с нами», но «против нас», а за кадром ненавязчиво так звучит «аллах акбар» с минарета. Вот только «спецмероприятия» проводятся всё по поводу той же Анголы, всё по поводу того же вывоза оружия из СССР (ой, то есть бывшего, бывшего) в развивающиеся страны Африки на деньги алмазных и наркокартелей. А работают во французских органах всё те же молчаливые парни и (как оказалось) девушки с тёмным прошлым и неясным будущим, которые умеют быстро бегать, далеко и глубоко плавать, а также ловко попадать в расставленные собственным начальством ловушки, а начальство у них всё то же, из «Высокого блондина», да и фильм в целом выходит очень, очень похож.
Венсан Кассель и Моника Белуччи, сыгравшие в фильме две главные роли, по всему выходят в этом мероприятии главными пострадавшими. У обоих за плечами роли разные, от провальных до гениальных, но в общем и целом актёры эти в современной европейской профессиональной гильдии самые что ни на есть перворазрядные, и сниматься абы в чём им не к лицу. Нельзя сказать, что они не старались. Более того, на них практически фильм и выехал, на их игре, вытягивающей многозначительные, но безбожно идиотские диалоги, на их трагических лицах, на которых только по выходу из зала начинаешь читать — чего я здесь делаю? На месте Моники я бы вообще подала на авторов фильма в суд, потому что на выходе получилась не она, а эдакая Лара Крофт в исполнении мисс Джоли, только хуже. Ей даже не дали попробовать помахать ногами и пострелять, такой вот боевик, пусть и шпионский. Страдательная роль кинутой начальством оперативной работницы — вот всё, что досталось девушке. Разве что в одной из сцен в тюрьме ей удалось всё-таки изобразить могучую барышню сурового нрава, и то хлеб.
К актёрам, впрочем, повторюсь, никаких претензий. Сцена в Мадриде под кодовым названием «велосипедист или драка в кафе со смертельным исходом» так и вовсе хороша, молодец, постарался оператор фильма, прошедший школу прославленных «Видока» и «Такси». Камера вообще весь фильм порхает как заведённая, пугая зрителя где только возможно, визуальные эффекты тоже хороши — трупы с огнестрельными ранениями в куда попало научились делать и в Европе, всякие страсти по линии журнала «За рулём» тоже вынуты да положены, акулки зубастенькие вокруг подрывников-аквалангистов тоже бодро плавали, со значением. Ещё б не перебарщивали со звуком, было бы вообще здорово.
Основные же возражения создателям фильма приходит в голову предъявлять только в пункте сценария, который, судя по титрам, готовило с десяток человек не считая интересующихся продюсеров. Увы, результат получился такой, что вся эта креативная бригада во главе с режиссёром просто взяла и полностью испоганила труд всех остальных. Сценарий у фильма отвратительный, если не сказать хуже. Весь фильм на экране происходит невесть что. Объяснения, перемигивания, переглядывания, одни типы бегут за другими типами, какие-то чипы, какие-то прослушки. Корабль взрываем — корабль не взрываем, подлючее начальство (см. первый абзац), честные оперативники, бессовестные наёмники, швейцарские паспорта, прислуживающие разведке посольские работники. Классика маразма в стиле «ТАСС уполномочен заявить». Если они и правда так работают, понятно, почему французские самолёты так часто американцы разворачивают над Атлантикой в целях безопасности. Ну, и финал. Нет, он даже не какой-нибудь там плохой или неправильный. Его просто нет. Типа ехали-ехали, стращали-стращали, а никуда не приехали и кроме одного потопленного корабля, одного замоченного французского агента, одной замоченной же наёмницы и одной снова замоченной швейцарской заключённой (за дивное объяснение, зачем её надо было мочить, я готова горе-сценаристов придушить) толка и смысла в фильме не оказалось никакого.
Некоторые ругают американские хеппи-энды, некоторым не нравятся финалы, в которых всех замочили. Но авторы «Секретных агентов» умудрились насолить всем.