«Стэпфордские жёны» — ремейк одноимённого фильма 1975 года, в основу обеих картин легла книга Айры Левина, написанная на волне американского феминизма 1970-х. Первый фильм и оригинальный роман (и то, и другое классифицируется как помесь триллера с мистикой и фантастикой) судя по всему были построены на простой идее ужаса, который вызывает у продвинутой женщины ограниченная роль примерной жены и помешанной на чистоте и пирогах домохозяйки. Для красочности изображения означенного ужаса была придумана детективная фантастическая история с превращением людей в управляемых кукол. Этим задумка, похоже, исчерпывалась, играла ли она какими-то еще гранями оттенков и смыслов, ни современному российскому зрителю, ни русскоязычному читателю (кроме тех, кто уже успел прочитать перевод, выпущенный недавно «Амфорой» в рамках рекламной кампании фильма), увы, неизвестно.
Но вот прошло более тридцати лет и на сцене появился известный представитель комедийного жанра Фрэнк Оз, голос магистра Йоды и кукольной свинки Мисс Пигги, режиссёр-кукольник, создатель «Маппет-шоу». Можно только гадать, чем был привлечен интерес группы товарищей в составе продюсеров, сценариста и уже упомянутого режиссёра Фрэнка Оза к данной теме (есть ли какие-то заметные потрясения в движении феминизма в Америке или роман Айры Левин до сих пользуется большой популярностью?), но факт состоит в том, что им захотелось поиграть с идеей, заложенной в книгу-первоисточник и первую экранизацию. Стоит ли говорить, что оригинальный замысел, безусловно, не только подвергся метаморфозам (ведь и мир уже не тот, и люди на съёмочной площадке другие), превратился в жанр в первую очередь комедийный, лишь с элементами фантастики и триллера, заметно расширился и обогатился новыми смыслами, как это обычно бывает у больших мастеров, ведь по-настоящему хороша только та комедия, которая не просто над чем-то потешается, но и раздвигает рамки этого чего-то, открывает зрителю завесу над тем огромным миром, который остался за кадром, но был обозначен ровно настолько, чтобы зритель смог теперь найти его сам.
Так вышло и у Фрэнка Оза. Если раньше было понятно, что вот есть женщины-феминистки, самые способные и сильные из которых добиваются многого и занимают позиции лидеров как в семье, так и на производстве, стремясь подавить окружающее мужское население, что, конечно же, не нравится последним, и вот есть нежные, ласковые и ухоженные дамы, единственным смыслом жизни которых является стирка-уборка-пироги-цветочки-рюшечки и сделать для мужа всё, что тот попросит, и считается, что мужчины будто бы предпочитают вторых, то теперь всё смешалось: есть те же будто бы феминистки, но они уже ни за что не борются, потому что никто им ни в чем не препятствует, и если они где-то лидируют, то в силу естественных личных качеств, а не ради некоего дурацкого принципа; есть те же мужья, предпочитающие послушных и глупых жен, но бывают, оказывается, и другие — те, что выбирают жену «не на рынке радиотоваров», а среди живых людей, у которых куча недостатков, которые вечно заняты какой-то работой, у них нет времени на дом и семью, но они, оказывается, умеют любить и им можно верить. Далее ещё запутанней — некоторые из достигших профессионального успеха и общественного положения женщин настолько устают от жизни, что не просто решают вернуться к классическому образу жены-домохозяйки, но становятся одержимыми и решают тайно и постепенно превратить всех женщин в запрограммированных кукол. Так появляется город Стэпфорд в штате Коннектикут — «единственное место на земле, где никто не заметит, что город населен роботами», место, где разворачивается действие зажигательной комедии, созданной Фрэнком Озом.
Оз действительно знает, как заставить зрителя смеяться, и зал дружно хохочет в течение всего фильма — и над незамутненной писательницей Бобби Марковец, то увенчивающей себя развесистыми оленьими рогами, то получающей совет «найми себе домохозяйку без комплексов» от понимающих друзей, узревших картину тотального хаоса в её доме, и над пребывающей в состоянии нервного стресса взъерошенной и отмороженной Джоанной Эберхард (Николь Кидман), ещё вчера телезвездой, с особым цинизмом на людской слабости строившей свои успешные телешоу, и над другими участниками этой очень жизненной, несмотря на свою явственную театральность, постановки.
Оз знает и как привлечь зрителей разных категорий так, чтобы они нашли что-то близкое для себя лично в его фильме. Кто-то решит, что фильм о вреде феминизма и о том, к чему приводят больные фантазии излишне мозговитых дам, и сочтет, что режиссёру тема удалась. Кто-то скажет, что фильм о том, как мужчины наши не стоят наших женщин и подлежат перевоспитанию принудительной стиркой и уборкой в течение трех лет без права переписки, и порадуется, как хорошо изобразил это создатель фильма. Кто-то останется в полной уверенности, что фильм, конечно же, об умных и творческих женщинах, о том, что только они — настоящие, и что не должна она, нет, не должна! И тоже найдет на экране массу ярких созвучий своей версии. В какой-то мере все они будут правы. Но и одновременно с этим, каждый остановившийся на одной из версий, ничего не поймёт в этом фильме. Потому что он богаче, гораздо богаче. И где-то за гранью постоянного и веселого смеха кроется что-то очень важное и очень серьезное. А почему бы, например, не предположить, что фильм этот — о любви. Да, вот так просто — о любви. Неакцентированно, без слёз и поцелуев, между делом, ненавязчиво, но именно о том, что может связывать мужчину и женщину, о том, как они могут понимать друг друга и верить друг другу и какая, наверное, редкость вот эта настоящая близость, и как мечутся и сколько делают глупостей те, у кого ее нет.
И какая это всё-таки, радость — посмотреть фильм-фантазию, вызывающий желание думать и желание понять. Редкий случай — картина, в которой можно искать Смысл, хотя, в общем, и не обязательно. Находка для домашней видеотеки, коллекции шедевров, что будут смотрены еще не раз и не два. Его можно рекомендовать всем — как любителям лёгкого жанра, так и ценителям непростого кино.
В свете общего ажиотажа вокруг «Ночного дозора» среди киноманов, и общего пренебрежения широким прокатом чего бы то ни было среди гурманов, не пропустите всё же «Стэпфордских жён»!