Жил-был на свете детективный жанр, поживал. Агата Кристи с её негритятами, чин-чинарём, преступник в замкнутом пространстве герметического детектива, в конце все умерли и восторжествовало высшее правосудие. Но это у берегов Туманного Альбиона. На противоположном же побережье Атлантики — свои острова и свои позитивно мыслящие жертвы. Группа рефлексирующих и задерганных, но подкованных унутре будущих агентов ФБР по борьбе с маньяками готовится сдать свой последний экзамен, попутно подсиживая друг друга и вообще борясь за место под крылышком любимого, а потому ну очень крутого преподавателя, а также за возможность в дальнейшем исполнять свои маньяколовительские возможности на реальных душегубцах и насильниках.
И всё бы у них было хорошо (правда, зрителю всё равно дают понять, что крутых профи психосыскного отдела нам окромя Вэла Килмера не покажут, так, студентики всё нервные, недоучившиеся) да вот только незадача, итоговый экзамен на застроенном домами и заставленном манекенами безжизненном военно-морском острове неожиданно усложняется, группа подопытных агентов и сопровождающий их негр с неясными полномочиями начинают нести потери, и совсем не учебные. Когда погибает при проведении розыскных мероприятий первый «охотник», жанр маньяческого детектива резко возвращается к старушке Агате. Есть небольшое количество человек в замкнутом пространстве острова, есть маньяк, балующийся психоанализом и знающий намеченных жертв как свои пять пальцев, и есть часы, которые тикают и тикают, всё сужая естественным (а чаще — противоестественным) образом круг подозреваемых, пока их не останется буквально даже не один, а ноль.
Нет, в результате нам, конечно же, всё расскажут и объяснят, несколько раз подсунут не того подозреваемого («я не тот парень, что тебе нужен, шеф»), в излюбленном стиле герметических детективов «забудут» упомянуть пару существенных промежуточных деталей, чтобы достать их из рукава в последний момент, а персонажи (профессионалы вроде, а туда же) будут психовать от такого поворота событий и хотеть к маме, сбивая зрителя с толку. В конце нам последовательно долго будут сдавать в прикуп претендента на роль дежурного маньяка, а в результате будет мордобой, победитель которого получит всё, то есть дырку в голове из положения «полёт подводного шмеля».
Единственно, зрителя посвящённого могут смутить странные пули, которые летят под водой медленно-медленно, но от которых всё-таки нужно уворачиваться, или кислота, которая разъедает всё на свете с такой скоростью, будто это жидкий кислород, не меньше. Но мы же с вами знаем, что в кино — всё понарошку, и восклицание «так не бывает» — удел зануд. Мы же кино собрались смотреть, а не семинар по баллистике или химии слушать. А значит, нужно обсуждать жанр и его конкретную реализацию. Так и займёмся.
По сути — фильм ничего нового в деле развития детективного жанра, равно как теории маньяковедения и блокбастеростроения не делает, режиссёр Ренни Харлин нынче так и вовсе очень занят в производстве нового «Бэтмэна» (это уже после того как он же разделался с приквелом «Изгоняющего Дявола»), а потому совершать немыслимые шаги и огромные скачки не слишком старается, однако стоит заметить, что продукт его на выходе преизрядно развлекателен и совершенно не находит в себе поводов пораздражаться или поругать. Крепкое кино, сделанное по всем канонам современного состояния этого жанра, с живой камерой, замечательным светом и звуком. Динамика в фильме выверена просто мастерски, словно это не маньяк орудует часовыми механизмами, а это мистер режиссёр изволят играть в заводные куклы, каждая из которых обязана умереть в строго отведённое ей время, держа зал в должном, но не чрезмерном напряжении.
Единственно, актёры порой слишком заигрываются в своей роли жертв — суперпрофи с психологической, психиатрической, паталогоанатомической и сыскной подготовкой из них не выходят ну никак. Самый профессиональный из всех — чёрная лошадка афроамериканской наружности. Ему же суждено стать и подозреваемым номер один.
Ну, обязательный политкорректный комплект — инвалид-колясочник, латиноамериканка, афроамериканец, остальные по вкусу (жаль, одноногой лесбиянки нету), это нам не привыкать, но в общем фильму добрый элемент контркультурного трэшака не помешал бы, потому как всё порой слишком серьёзно и потому слишком вторично. Впрочем, фильм это ничуть не портит, даже неуловимое сходство главной героини с Мэг Райан в общем-то не так уж задевает самолюбие зрителя, как то бывает с «двойниками» Лив Тайлер или там Кристофера Ламберта. Контингенту бы поменьше потеть, кричать и бегать, было бы вообще здорово.
Впрочем, красивая финальная сцена и плотный, не провисающий на пафос сюжет делает фильм весьма интересным зрелищем в качестве развлечься-посмотреть, и даже пересмотреть потом на DVD. Но увы, в анналы жанра ему уже не попасть, хотя за грамотное пугание режиссёру всё равно огромное спасибо.
До встречи в кино!
1452 Прочтений • [Охотники за разумом: Десять негритят из ФБР] [16.09.2012] [Комментариев: 0]