Азимов всегда для меня был загадкой. Не потому, что непонятно пишет или тайны какие вокруг его творчества роятся. Никакой мистики, всё просто — берёт автор идею, часто просто пришедшую мимолётом в голову, или подсказанную одним из знакомых (как было в случае с Тремя Законами), и рисует на этом основании нечто сугубо своё, личное, романтическое или философское, юмористическое или в стиле хороших литературных боевиков с детективами. Из всего цикла о роботах Азимова вряд ли можно выбрать три совсем уж однотипных рассказа или повести. А если вспомнить его непосредственное продолжение — «Основание», тут следы даже тех, основополагающих Законов теряются так прочно, что остаётся только признать — автор классики жанра фантастики о роботах всегда оставлял за собой право писать не теоретический трактат в стиле позднего Лема на насущные проблемы робототехники или строения позитронных мозгов. Он писал истории для людей, а не для роботов, истории самые разные.
А потому сразу замечу — вольности создателей фильма «Я, робот» по отношению к первоисточнику оправдываются вольностями самого Азимова. И не столь важно — мог ли робот по Азимову убить человека или спасти лишь одного из двух, оказавшихся в беде, предпочтя его спасению другого. Да и несколько анахронистические (в обе стороны разом!) рассуждения о «разностной машине» и самовозникающих «произвольных протоколах» в позитронном мозгу только с первого раза кажутся неуместными. Да, в оригинале у роботов не было никакого такого «программного обеспечения», и Законы были тесно вплетены в саму физическую структуру позитронного мозга, так что обойти их нельзя было ни управляя роботами снаружи, ни убирая блоки программ внутри. Но к сути происходящего все эти возражения не имеют никакого отношения — фильм Алекса Пройаса «Я, робот» так далеко зашёл в своём пути отступлений от канона, что результат оказался ближе к лирическо-философской литературной первооснове, чем мы только могли предположить.
«Я, робот», кадры из фильма
Детектив Дел Спунер (Уилл Смит) люто ненавидит роботов вообще, на что имеет полное моральное право, которое и раскрывается перед нами в течение всего кинозрелища, а покуда его сомнениям никто не верит, роботы по всему миру ведут себя тихо, делая своё нужное дело, а сам Спунер начинает расследование разбирательства по поводу странного самоубийства создателя позитронного мозга доктора Алана Лэннинга. По сути фильм — типичный детектив с элементами фантастического боевика, несколькими подозреваемыми, странными совпадениями, подсказками, оставленными покойным. Тут вам неожиданные повороты взаимоотношений героев, а также пара второстепенных персонажей, с которыми детектив будет вести задушевные беседы. Но вообще видны и всяческие шаги сценаристов увести фильм от стандартного линейного развития по канонам блокбестеростроения от первого трупа к финальной битве, которая закончится героическим спасением всего и вся от вселенской катастрофы. И часто ходы эти действительно становятся неожиданными — особенно всех удивит непосредственно очаровашка Уилл Смит, когда начнёт на равных вдарять роботам по позитронным мозгам от всей своей непростой американской души. К слову, специалист по юмористической фантастике на этот раз вполне серьёзен и его персонаж прилично смотрится не только на фоне людей-пауков, над которыми потешаются все, кому не лень, но и на фоне персонажей самого Азимова. Так держать, а то хохмы-хохмами, а для полноценной карьеры Уиллу Смиту и правда не хватало ролей посерьёзнее.
«Я, робот», кадры из фильма
Впрочем, редкая нынче неюмористичность фантастики и даже в некотором смысле установка на то, что «всё так и будет», тоже в точности соответствующая Азимову, не мешает авторам фильма устраивать положенные для огромных бюджетов полевые аттракционы в стиле — что, все — на меня?! Роботы выскакивают из своих передвижных хранилищ как черти из табакерки, косят красным глазом, норовят оттяпать лишнюю конечность и вообще совершить какой-нибудь акт геноцида. В чём, в конечном счёте, и преуспевают. Не в отношении детектива Спунера, конечно. Смотреть на это представление можно с критической точки зрения («не так всё было»), и тогда получить удовольствие будет затруднительно, а можно — не пытаясь строить из себя библиофила и ревнителя, и тогда можно увидеть замечательно бодрую, на уровне с лучшими представителями жанра, картинку с экшном, спецэффектом в массе и безупречно порхающей по виртуальной площадке камерой.
Новозеландские товарищи ПиДжея из Weta Digital постарались на славу. Все эти побеги из разрушающегося под ударами стальных челюстей дома, стрит-рэйсинг с автоматными очередями и крошащимися под колёсами чудо-роботами, прыжки по лесенкам без перил на вершине небоскрёба в финале — радуют глаз и подтверждают, что деньги на билет были потрачены не зря. Единственно — фильму чуть-чуть не хватает звукового урагана в исполнении таких мастеров как Дон Дэвис и Джуно Реактор, написавших великий саундтрек к прошлогодним «Матрицам». Композитор Марко Бельтрами на их фоне теряется, хотя и выдаёт на-гора продукт, достойно сопровождающий картинку, но самоценности, увы, не имеющий. Вспомнить хотя бы его творение — звук к третьему «Терминатору», так, на троечку работа. За «Робота» он взялся с более крепким багажом, но чего-то всё равно не хватает.
«Я, робот», кадры из фильма
Ну и, конечно же, сами роботы. Невероятно симпатичные, очень эмоциональные их модели, особо развернувшиеся в виде робота Санни, одного из главных персонажей повествования, вот уж где отдыхала моя душа ценителя спецэффекту. Красные и синие огоньки, общий окружающий дизайн, точно выписанный колорит картинки — всё это работает на одно — роботы, ну словно настоящие. С присвистом в движениях, с эмоциями на гелевых полупрозрачных физиономиях, агрессивные и добрые в одном лице. Наука побеждать зрительские сердца в виртуальной голливудской робототехнике покуда нашла свою вершину.
А как хороши продемонстрированные в сотне ракурсов патентованного слоу-мо мордобития класса робот-робот! Терминатор с его заунывными битиями друг дружку головой о сантехнику нервно курит в сторонке. Столь бодрые виртуальные баталии мы видели только человек на человека, да и то по пальцам пересчитать достойные примеры, а тут — прыжки по стенам, могучие удары навылет железными кулачищами о стальной пол, и всё заверте. Учитесь, господа блокбастеростроители, вот как надо снимать!
Если бы не некоторый налёт комиксовости (глава корпорации, который лично разговаривает с каким-то посторонним копом и терпит выходки последнего, тётенька-психиатр, которая знает всё-всё, только почему-то не знает вообще ничего ценного, хотя водит детектива куда тому заблагорассудится, хоть к директору в кабинет, хоть в тайную лабораторию), кино вышло бы вполне серьёзным робопанком, а так, всё-таки приходится считать его фантастическим боевиком с элементами детектива. Ну почему сценаристы не могут быть хоть чуточку последовательными в своих измышлениях — без отрубаний света на улицах, без мелодраматических небоскрёбов с «большим мозгом» посередине, до которого нужно добраться за шесть минут? Хотя, в общем, фильм и от сюжетных натяжек и передёргиваний почти не страдает — так, царапнет по краю сознания, а на фоне громады спецэффектов сюжет течёт быстро и почти не заедая, тем более не давая натруженным мозгам американского тинейджера (рейтинг фильма в финале очерчен границей в 13 лет) слишком перенапрягаться. Ну так мы ж и не на экранизацию Кафки шли, а на развесёлое кино о роботах, которые хотели всех обороть, но передумали.
А потому фильм — сугубо правильный, бодрый, энергичный, красивый до невозможности, при этом не лишённый ни толики той эмоции, что порождает в читателе творчество Айзека Азимова, и в заметной мере новаторский, без чего нынче не заработаешь заветное место в рейтинге сборов мирового проката. До встречи в кино!
910 Прочтений • [Я, робот: Не в трёх законах счастье] [16.09.2012] [Комментариев: 0]