Французы, носители ярлыка знатоков амурного жанра, часто снимают очень специфическое кино о любви. В нем нет пылающих страстей, нет романтических воздыханий, нет сопутствующих трагических историй, нет клятв и рыданий, нет поцелуев, нет постельных сцен, что там еще? И этого тоже нет.
Весь перечисленный классический набор — слишком прямолинеен, а французы, как истинные гурманы, предпочитают другой уровень восприятия реальности — там, где простые вещи, художественно преломляясь и искажаясь в дымчатых зеркалах, превращаются в нечто призрачное и зыбкое, загадочное и таящее в себе новые тончайшие оттенки вкуса. Вот их-то и предлагается смаковать, хоть и страшно далеки они от народа.
«Натали» — как раз такое типично французское кино о любви. Как поступает женщина, когда узнает, что ей изменяет муж? Идет в стриптиз-бар и нанимает одну из тамошних девиц, чтобы та соблазнила ее мужа и рассказывала бы в подробностях обиженной жене обо всех перипетиях процесса обольщения. И начинается курс очень специальной такой, вывернутой психотерапии. Катрин (героиня Фанни Ардан) пытается постичь жизненную ситуацию и найти внутри себя пути её решения, выслушивая откровенные рассказы Марлен (Эмманюэль Беар) о том, каким шалостям она предается с мужем Катрин, которого играет большой и с виду усталый, но, по подозрениям, полный сил Жерар Депардье.
Где-то здесь история измены, а где-то тут — история любви. И не так всё просто, как кажется на первый взгляд — всю правду вам скажут только в конце. А пока — встречи, взгляды, разговоры, сигареты. Утонченность и изысканность в каждом шаге, в каждом жесте, в каждом изломе бровей. Растрёпанные волосы, душ, смятая постель. «Ну, щас пар пойдёт», — с предвкушением сказали сидевшие сзади подростки, пришедшие, видимо, посмотреть на что-то запретное для детей до 16 лет. Нет, во французском кино пар не идёт — идёт только дым от тонких дамских сигарет, небрежно зажатых в изящных пальцах. Чувственность здесь — в выражениях глаз, в изгибах губ, в случайном касании рук, в напряженном сглатывании, в паузах и междустрочиях диалогов. Сюжетные ходы отдают богемностью, граничащей с легкой извращенностью.
По большому счету фильм весь построен на роли Эмманюэль Беар. Её образ цепляет еще при просмотре ролика, и ощущение не меняется в течение всего фильма — не то чтобы характер был таким уж нетривиальным, но образ, и в большой степени включая внешность, настолько красноречив, что остальные персонажи теряются на его фоне. Она и вправду «хорошо умеет притворяться».
Но глаз Эманнюэль Беар, похоже, всё равно оказалось недостаточно. Финальный штамп — прогулка влюбленных под руку по ночному городу, неожиданно вызывает в памяти «Реконструкцию» и, невольно сравнивая, понимаешь, что «Натали» хороша, но все же скучновата. Не хватает изюминки в диалогах, не хватает какой-нибудь поэтики или игры — чего-то, что добавило бы фильму колорита, своего собственного неповторимого вкуса. Словом, кажется, что в этот тонкий, замешанный на дорогом вине коктейль, не доложили какой-то нужной здесь пряности, побоялись испортить вкус. И напрасно.
Комментарий редактора: А вообще для человека постороннего, чуждого сентиментальности и тонкостей французской кинематографии, актёрский состав её современного пантеона уж больно привязчив — куда ни кинь, выходит «8 женщин». Да ещё Жерар Депардье, и вправду, живее всех живых. И молодящиеся по национальной привычке немолодые уже актрисы так боятся шагнуть в сторону от принёсшего им славу образа, что глаз зрителя начинает уже и замыливаться. Та же Одри Тоту заболела их болезнью ещё будучи совершенно юной — сплошная Амели во всех ролях. Пластинка старая скрипит, многим нравится, потому что классика. Но стоило бы спеть и что-нибудь ещё.