Существует классический рецепт экшн-боевика. Берётся главный герой выдающейся внешности и/или мускулатуры, ему доверяется некоторое количество огнестрельного оружия, мало-мальский повод начать действие (захват семьи в заложники, просто приказ её Величества), далее в кадре нарисовывается сто сорок здоровенных нехороших парней, которых герой должен по ходу дела порубить в капусту, что и демонстрируется весь остальной отведённый хронометраж, чем в более крупных и красочно-кровавых подробностях, тем лучше для сборов.
Такие фильмы делают имена исполнителям ролей суперменов, являются хорошей площадкой для продакт-плейсмента, вызывают лютое раздражение у эстетов, а также заслуженно получают злобный рейтинг R, то есть детям до шестнадцати.
Это я всё к чему? А к тому всё, что это у нас нынче в кинотеатрах детей спокойно водят на «Страсти Христовы», а «Красную жару» показывают в вечерний прайм-тайм по телевизору. В самой же лакомой по части сборов стране США в наши дни такой рейтинг означает одно — неизбежное падение в строчках бокс-офиса. Это всё к тому, что безотказные рецепты начала девяностых нынче не в моде. Вот и изворачиваются голливудские киношники, изобретают велосипед, как сделать красиво, энергично и «про оперуполномоченных», но чтобы без мочилова в кадре. Вон «бондиана» давно уже превратилась в красочный паззл для любителей сексапильных суперагентов на крутых тачках. Долгоиграющее решение, проверенное временем и сборами, но в новом веке как-то устаревшее. Для кого и «Дети шпионов» боевик.
Разродившийся сиквелом цикл «Длинное-чего-нибудь-там Борна» — редкий, из ряда вон выходящий случай современного боевика, обладающего всеми качествами, нужными народу, но вместе с тем напрочь лишённого естественных для кристально чистого жанра недостатков. Идеальный случай, каких не бывает. Как возникает это чудо расчудесное, разберём подробно да со всевозможным тщанием.
Берётся измордованный до потери памяти суперкиллер, не помнящий даже своего настоящего имени, сочиняется история его побега из лап системы спецслужб, а после начинается непрерывная лютая погоня, где все гоняются друг за другом с целью «произвести зачистку», а главный герой бегает ещё и от собственных кровожадных воспоминаний. Или за ними. Канва проста до безобразия, и по части не слишком нова. Но она в этом деле и не главное, нужно лишь правильно сориентировать любимца нашего Борна на местности и пустить его галопом.
Мэтт Дэймон для такой роли подходит идеально — не склонный к рефлексии персонаж, скупая мимика, не слишком выпирающие мышцы, колючий взгляд, чёрное пальто и хороший низкий старт. С самого начала первого фильма он носится, кружит, бьёт и отскакивает. Это вам не элегантный Бонд или прямолинейные персонажи Шварценеггера. Это настоящий агент — делающий то, что должен, если раскаивающийся — так только про себя, совершающий ошибки — исключительно в попытке снова стать человеком.
Ему не может не удаться эта роль. Потому что согласно схеме дилогии он не актёр, он манекен. За него играет камера. Оператор берёт на себя и перевыполняет — из креативного звена съёмочной группы кроме исполнителя главной роли только имя Оливера Вуда, имеющего в своём багаже не один выдающийся фильм, связывает всё воедино. Камера убивает врагов Джейсона Борна, камера демонстрирует зрителю его марафонскую побежку, она мечется от глазка снайперского прицела к пальцам на курке, она отражает скупые эмоции на его лице. Даже вся детективная составляющая фильма — сплошь она. В начале десятилетия операторы который раз доказывают, что снова настала их эпоха.
Сами понимаете, в такой трактовке при сохранении вышеуказанных императивов второй фильм не мог оказаться хуже первого. Что бы там ни придумал сценарист, как бы ни мучил массовку режиссёр, сколько бы денег ни желал заработать на картине продюсер — всё равно зритель вопьётся в экран с первого кадра, и не будет отворачиваться до самого финала. Какие там походя загубленные героини, какие ностальжи-нелепости в стиле «ТАСС уполномочен заявить» времён холодновоенного всевластия зловредных спецслужб.
Даже тот факт, что за всё время фильма на экране не было пролито ни единой капли крови, дойдёт до зрителя только много позже, уже дома, на диване.
Нет, конечно, режиссёр постарался придумать способов подпортить впечатление от незамутнённого операторского искусства — все эти натянутые душевные метания, воспоминания, все эти тётеньки из ЦРУ, то командующие локальной операцией у чёрта на рогах, то вдруг строящие всех подряд. Смешно смотрятся и фигурирующие в сценарии цифры в 30 миллионов долларов. А вот та часть сюжета, что географически и по смыслу отсылает к отечественным реалиям, получилась кстати очень неплохой.
Русский политик, якобы убитый женой; негодяйский нефтяной олигарх; киллер, по совместительству агент ФСБ, гоняющий на серебристом «Опеле»; чёрные Мерседесы с мигалками. Таксисты у обшарпанного Киевского вокзала, каменные коробки спальных районов, заснеженная Тверская. Отдельное спасибо за то, что события, происходящие в Москве, сняты именно в Москве, похожи на Москву, а уж как спасибо за громадный рекламный ролик Горьковского автозавода — какие там «мерсы», наше жёлтое такси «Волга» — вот лучшее лекарство от погони. Наряду с водкой в качестве универсального дезинфицирующего. Вообще, Борн во втором фильме вышел каким-то удивительно похожим на брата-Багрова. Разве что там, где Джейсон пошёл «рассказывать правду», Данила просто молча дал бы денег. Но кино получилось действительно чем-то неуловимо нашим. Лишний повод оценить киношку хорошим отечественным прокатом.
Главное, чтобы в случае ещё одного продолжения (учитывая успех в прокате и высокую зрительскую оценку, сие неизбежно) Джейсон Борн так толком ничего и не вспомнил, а врагов давил не интеллектом и душевными метаниями. Не за то его ценим, а за бодрость, выносливость, изворотливость и напор.
Отличный фильм, отличный. Ничуть не хуже первого. Хотя и вряд ли сильно лучше.