Очередной комикс для тупых детишек. Именно так думает отечественный зритель в массе своей, рассматривая незнакомую морду на постере. По сути, точно такое же мнение у него спонтанно возникает о зеленомордых, краснолицых, синих в крапинку, с молниями и громами и без таковых. Комикс для нашего человека это нечто убогое, то, о чём можно только с презрительной усмешкой. Или у виска покрутить.
Беря на себя непрошеную просветительскую роль, не могу с таким отношением согласиться. Во-первых, это такой жанр, а жанр не бывает плохим или хорошим. Он просто есть. И презирать тот или иной фильм только потому, что там все придурковатые и «так не бывает», это, по меньшей мере, нелогично. В уважаемом жанре комедии тоже все придурковатые. А фантастика у нас хоть и научная, но как-то реализмом не грешит. Однако они что-то не находятся в перманентной немилости. За что же такая злая судьба кинокомиксам?
Попытаюсь взять на себя смелость развенчать несколько мифов на свежем примере вышедшего на днях в российский прокат художественного фильма «Хеллбой: герой из пекла» (он же в театральном переводе «Исчадие»). А заодно, может быть, сподвигну кого-нибудь на приятный просмотр под правильным углом падения с отражением.
Первейшее заблуждение зрителя, попавшего в зал, где идёт кинокомикс, заключается в излишней серьёзности. Этот жанр — единственный в своём роде, потому что шутят тут исключительно с умным выражением лица, лицедействуя и разыгрывая трагизм. Тут обязательно спасают мир от Нашествия Хаоса. Ни больше, ни меньше. Можно не мир, а только отдельный крупнонаселённый городок, но это уже минимальный масштаб. Такова задача. Супергерой с красной мордой и подпиленными рогами должен с усмешкой разбираться с осьминогоподобными богами, одной левой разрывать пасть немецко-фашистской гидре, а в перерыве изучать тонкости прикуривания сигар от спички. Вопросы «зачем» да «почему» тут бесполезны, их нет в сценарии.
Нет, возразят новички в этом деле. Мы привыкли не так, нам нужно чтобы в кадре была личность, её метания и горести, страх маленького человека, на крайний случай исторические персоны планетарного масштаба, которые не будут воздевать кулаки горе, а просто прикажут полкам трубить атаку. Наш зритель давно, ещё при эсэсэре, привык к тому, что на экране ничего красивее шкафа с мигающими циферками не показывают. А потому ему вынь да положь. Чтобы трагедия. Так вот, кинокомикс со своим прирождённым героизмом голым пузом на негодяйского негодяя в лысой шапке. Не надо путать красочность с эклектичностью. В «Хеллбое» важна красота внешняя, а не внутренняя. Не пираньи, а золотые рыбки плавают в этом пруду. Хоть и прикидываются именно пираньями. Морда должна быть красная. Седалище должно быть каменноугольное. Ожидающая человечество участь — отвратительная. А враги — самыми отъявленными мерзавцами без просвета в чёрных душах. И ещё они все должны мочить друг дружку максимально эффектными способами. Чёрная Магия и обычный мордобой — подойдут.
Причём то, что в результате негодяи нарисованные и герои современного городского мифа начинают гулять друг к дружке в гости — это опытного синефила не должно волновать ну нисколечки. Говорите — бред? Какого чёрта в одном фильме встретились отечественный Распутин с «Кладбища номер 16», немецко-фашистская гидра (он же Железный Дровосек), человек-амфибия, красный чёртик с каменной рукой и плоскими шутками поперёк себя шире, агент ФБР и Боги Хаоса? Неправильная постановка вопроса. Чтобы было занятно, весело, живо и красиво. Таковы законы жанра. Человек, ищущий историческую правду в комиксе — тяжело болен.
Не менее тяжело болен и тот, кто восклицает, заламывая руки, своё «так не бывает!» Поезд метро не умеет раскалять рога на лбу у черта, не бывает каменных рук, не бывает такого пирокинеза (можно подумать, какой-нибудь другой пирокинез бывает!), не может загореться и потом мгновенно остыть Луна, в Молдавии нет подобных святилищ, гитлеровские войска никогда не были в Шотландии, а Распутин был личностью демонической, но не в таком опереточном смысле. Чего там ещё так не бывает? Да, не бывает. Но это не историческая реконструкция и даже не «альтернативная история». Это плод буйной фантазии целого ряда специальных людей, у которых сносит крышу не для личного употребления, а ради развлечения почтенной публики. И у них это получается.
Хеллбой под ручку со своим водоплавающим другом и огнедышащей возлюбленной носится по миру, наживая себе шишек на лбу и мозолей на заднице. Он красив в своей могучей стойке вполоборота, у него офигительный кожаный плащ и такие же офигительный кожаные штаны. А его пушка вообще поражает воображение своей тяжеловесной классической красотой. А патроны у ней светятся. Да и заводной гитлеровец тоже заводит публику — тикает, звенит клинками, стращает противогазом. А уж как врежет — только искры сыплются.
И всё это, заметьте, летит, стреляет, общественность в шоке, разнос квартала, горы трупов. А рейтинг у фильма — детям до тринадцати лет в сопровождении родителей. У «Шрека» такой же. Снять мистический триллер так, чтобы было не страшно, а весело, чтобы напугать, но не наводить ужаса, чтобы красота и динамика — это специалист нужен. Режиссёр Гильермо дель Торо — один из таких. И именно в красномордом «Хеллбое» его талант сыграл во всю силу, не до конца проявившись в мрачноватом для него «Блейде 2». Недаром мастеровитые продюсеры прочили его в режиссёры третьего Гарри Поттера. Не знаю, что уж там не сложилось, но кандидат это шикарный. Хотя и не без недостатков в виде отсутствия модного нынче трэшачного прошлого как у мастеров Сэма Раими и Питера Джексона.
Но ничего, ему помогают — шикарную музыку для фильма написал старый знакомец режиссёра по второму «Блейду» Марко Бельтрами, к слову композитор «Я робота». Бодро, энергично, вкусно. С камерой по площадке носился опытнейший оператор Гильермо Наварро, камерамен такой классики мирового кинематографа как «Десперадо». А замечательный мордатый грим и другие спецэффекты Хеллбою изобразил вообще культовый товарищ — Ники Оллдер, в загашнике которого и вовсе шедевральный список — «Чужой», «Леон-киллер», «Пятый элемент», прошлогодний «Ундерворлд» и ставшее уже классикой «Храброе сердце». Эта команда не могла ошибиться. И она выдала на-гора продукт, достойный анналов жанра.
Зло обязательно будет побито его же оружием, Хеллбой одержит решительную победу на амурном фронте в отместку всяким там хлипким и ентеллегентным Человекам-паукам. Даже заводная немецко-фашистская гидра уйдёт на покой не просто так, а шестерёнкой по лбу. За что ей отдельное спасибо. Пусть передаёт привет Тотошке.
Скажем спасибо актёрам за прекрасный вечер — Распутину за лысину и бороду, что-то Карел Роден разыгрался нынче в Голливуде типа-русских, Сельме Блэр, памятной нам ещё по «Опасным связям», за трагизм и отличный пирокинез, а исполнителю роли Хеллбоя Рону Перлману за отличное перевоплощение — спецэффект спецэффектом, а сыграть нужно в любом обличье, причём сыграть так, чтобы свернулось, а потом развернулось.
Скажем спасибо, а сами отправимся домой ждать релиза DVD и выхода «Хеллбоя 2», благо окупаемость первой части разошедшегося нынче продюсера Лоуренса Гордона вполне удовлетворила. Помните, хорошее кино не всегда значит умное и степенное. Оно бывает и таким — озорным и дурашливым.