Историй про наёмных киллеров в кино — необычайное множество. Одной только первостатейной классики можно вспомнить на неслабый список. Но каждая новая оказывается востребованной, потому что ничего киногеничнее импозантной машины для убийств с поволокой в глазах и сединой в волосах не придумано. Динамизм, драматичность, трюки, стрельба и погони, а также задушевные разговоры за стаканчиком молока на кухне, всё это лишь антураж, элементы образа, на какие-то из них создатели должны педалировать, какие использовать для нагнетания обстановки, какие-то — для разбавляющей саспенс шутки. Но по сути всё это вторично, когда разговор заходит о главном герое. Ковбойская молодость Голливуда во многом зафиксировалась в этих негодяях без страха и упрёка, не давая времени вымыть из кино Героя.
Есть в этом нечто символичное, что не менее опереточные персонажи в синем трико, желающие спасти Вселенную, вызывают в общественности смех и скепсис, а вот такие прирождённые убийцы в пиджаках, более похожие на клерков крупной корпорации, норовят претендовать на Правду. Зритель верит седовласым людям с пушкой и холодным взглядом. Потому что.
«Соучастник» в этом смысле просто ни шагу не делает за пределы предложенной жанром канвы: режиссёр Майкл Манн рисует образ трудолюбивого шофёра такси (в Америке таковые, как известно, либо неудачники, либо иммигранты-индусы), который докатит любого с точностью до минуты, мечтая по дороге о тропическом острове с открытки и о частном лимузинном извозе. А пока вместо того и другого к нему в машину садится сначала барышня известной наружности, а потом и тот самый седовласый-голубоглазый, что и составило сюжет.
Будущий киллер представляется Винсентом и, понятное дело, начинает разговоры за душу (молчаливый киллер тоже встречается в кино, но тут другой случай). Попутно делая водилу своим соучастником.
Собственно, если бы весь фильм прошёл в попытках главного героя сбежать от персонажа Тома Круза, а также из задушевных разговоров, перемежаемых сводками с фронтов по полицейской рации и очередным мёртвым «пациентом», то можно было бы с лёгким сердцем признать его очередной кинолажей, отметить для себя, что Круз давненько не снимался в фильмах настолько уж категории B, и со спокойно душой покинуть киносеанс. Однако такой вывод был бы неправильным. Потому что «Соучастнику» повезло обладать некоторыми заметными глазу достоинствами, которые буквально всё меняют.
Перво-наперво замечу, что Круз в фильме действительно хорош именно в качестве машины для убийства. Холодной, «свирепой и резкой как…» ну вы знаете. Он и не «псих с глазом», и не флегматичный Леон, он очень интеллигентен, обожает джаз, хладнокровен не по должности, а просто так, с разговорами пристаёт не с подковыркой и желанием поглумиться — ему так комфортнее, никогда никому не мстит, умеет прощать ошибки и интересуется здоровьем любимой обманывающейся в сыне мамочки, но никак не раньше, чем его ей представят. Удивительно импозантный киллер. С таким приятно работать. В смысле, такого приятно наблюдать на экране.
Замечательно оформляет его характер музыка Джеймса Ньютона Ховарда, который в последнее время удивительно плодотворен, она часто даже не раскрашивает действие, а заменяет его. В отсутствие саундтрека вся эта езда на такси по ночному городу теряет ту энергетику, без которой становится просто скучно. Вообще, сценарий Стюарта Битти просто на удивление бездарен. Даже хуже, чем сценарий прославивших его «Пиратов Карибского моря». В сочетании с удивительно «грязной» картинкой (зеркальные бока вертолётов и глянец лимузинов не спасают) и затянутым началом у нашего таланта были все шансы выкинуть сто миллионов продюсерских денег известно куда. Но на то в проекте значится Том Круз и остальные правильные фамилии во главе с режиссёром, чтобы кино вышло бодрое и зрителю в массе приятное. Потому что вводная часть, хоть сколько её затягивай, однажды закончится.
Джеми Фокс сперва заставляет Тома Круза побегать (шикарные кадры, последний раз так бегали в «Матрице»), а потом снимает очки, и начинает играть по-настоящему, в стилистике «зэтс май нигга» — матёро, чётко и без всяких там душевных метаний с рассуждениями о мёртвых людях в далёкой Руанде. Треугольник — киллер, соучастник, жертва — окончательно замыкается и начинается то самое, ради чего мы все здесь собрались. Смотреть энергичное кино с погонями, беглой стрельбой навылет, каменными физиономиями и вагоном метро, в котором человек может умереть, а никто и не заметит.
Собственно, финал на редкость удачный. Именно благодаря ему фильм отработал бюджет даже несмотря на неприятный рейтинг «детям до шестнадцати», очередной раз доказав, что даже старую тему, положенную на ужасный сценарий, при должном тщании можно повернуть чуть другим углом к зрителю и хлоп! всё меняется в лучшую сторону, а также то, что некоторым звёздам не зря так много платят.