Всё, что делает Рената Литвинова, носит отчётливый, непосредственный отпечаток её личности. Во всех её работах явственно различим чистый, незамутненный образ автора. Это свойство любой яркой индивидуальности — невозможно увести ее в тень, затушевать, спрятать за собственным рисунком, дабы не затмевать проступающей отовсюду харизмой личности автора самоценность его произведения. А есть ли тут вообще худо? Вопрос продолжает оставаться спорным, хотя отвечали на него уже неоднократно.
Образ Ренаты Литвиновой в жизни мало чем отличается от образа её персонажей на экране. Яркая манерность женщины-стиля не может не вызывать раздражения у многих злопыхателей, которых вообще раздражает подчеркнутая естественность в самовыражении. Можно легко предположить, что ругающие новый фильм Ренаты будут руководствоваться именно этой посылкой и упрекать «Богиню» в самолюбовании. Тем же, кто привык с улыбкой относиться к милейшим выходкам этой молодой дамы и кому за внешней утонченной безбашенностью явственно видно сильное творческое начало, фильм смотреть очень рекомендуется — он, безусловно, стоит вашего любопытства и вашего интереса.
К слову сказать, не все знают, что Рената — в первую очередь сценарист, а уж потом актриса. Сценарных работ у нее едва ли не больше, чем актерских. Среди них, например, такое сильнейшее произведение как «Страна глухих» — фильм снят Валерием Тодоровским по книге Литвиновой «Обладать и принадлежать». «Богиня» — режиссёрский дебют Ренаты Литвиновой в игровом кино. В картине она выступает также автором сценария, продюсером и исполнительницей главной роли. Говорит, что как продюсер она постоянно стремилась экономить и «даже сама снялась в фильме из экономии». Почти нечаянно — побрюзжат недоброжелатели и оценят юмор поклонники.
Рассказывать сюжет бессмысленно. Жалкие попытки, описывающие что-то вроде детектива о Литвиновой-следователе, разыскивающей пропавшую девочку, разбежавшиеся по новостям в виде анонса фильма, затрагивают всего лишь эпизод, кусок жизни главной героини Фаины и не дают и доли представления о происходящем. Сюжет как таковой отсутствует. Есть образы, ситуации, сны, фантазии, мистические, метафизические, странные, замысловатым образом переплетенные, транслирующие авторское послание цитатами, намеками, символами. Фильм прихотлив и сложен, это некий образчик философского видео-арта, перформанса и кинопритчи.
Жизнь Фаины, главной героини, постоянно соприкасается с миром мёртвых. Во сне к ней приходит её умершая мама, которую играет Светлана Светличная, и другие «потусторонние» — так именует в титрах образы умерших людей сама Рената, и на ум сразу приходят мамлеевские «метафизические». Потусторонние говорят Фаине, что она не должна бояться и должна умереть, «так надо, так надо!». И через этот загробный мир проходит путь Фаины в поисках смысла и в поисках любви, которой она никогда не знала. Так вкратце и очень условно можно обрисовать канву фильма.
В картине занято целое созвездие талантливейших актёров. В кадре — потрясающие типажи, один другого колоритнее. Всегда со страстью играющий Виктор Сухоруков, шокирующий резкостью эмоциональных переходов. Максим Суханов, сохранивший слегка отмороженный и очень трогательный образ Свиньи из «Страны глухих». Константин Хабенский — «Антон Городецкий, который пил не по-детски», и, наконец, спился окончательно — здесь его короткое присутствие на экране куда сильнее недавней роли в «Ночном дозоре». Константин Мурзенко — циничный Егоров-Ягуаров, недоумевающий, как Фаина попала «в органы», «она же не в себе». Сама Рената Литвинова, которой по факту сойдет с рук даже чудовищная добавка «как я полюбила» к нормальному человеческому названию «Богиня». А сойдёт именно потому, что знакомства с образом автора достаточно, чтобы утверждать, что нет тут никакой пошлости или безвкусицы (ну, несовместимо это с образом Ренаты), а есть лишь непосредственность. Восхитительная талантливая непосредственность, позволяющая, не уронив планку утонченной изысканности, произнести в кадре феерическую фразу «чо-то как-то я не знаю».
Несмотря на сложность темы, фильм полон лёгкого ненавязчивого юмора. Юмор тоже типично литвиновский, сплошь флегматичный, не от мира сего и местами — со здоровой долей цинизма. Кстати, вопреки естественным предположениям о возможной тотальной гламурности картины — Рената Литвинова работает с образами и видеорядом неожиданно смело для собственной, хоть и слегка сумасшедшей, но всё же действительно неизменно гламурной репутации. И все эти обшарпанные помещения, образы потустороннего мира, чёрный ворон, снулая рыба на каменном подоконнике, чучело полуразложившейся сбитой машиной болонки в стенном шкафу, забившаяся в угол тёмной покрытой плесенью квартиры испуганная девочка, торчащий из груди нож, бьющееся в ладони живое сердце, невероятно щемяще затронутая бомжатская тема — всё это явный декаданс, очень стильный, переходящий где-то в откровенный трэш.
Отдельного внимания заслуживает музыкальное оформление картины. Хотя к окончательной звукорежиссуре могут быть обоснованные претензии, сам саундтрек, написанный Игорем Вдовиным, несомненно, впечатляет. Яркий агрессивный ритм музыкальной композиции удачно контрастирует с нарочито бредовым, на грани реальности визуальным рядом. Достойный внимания саундтрек — к сожалению, редкость для современного отечественного кино. Это необъяснимый феномен, потому что живут и здравствуют такие величайшие кинокомпозиторы как, например, Алексей Рыбников и Геннадий Гладков, есть и молодые музыканты, способные хорошо справиться с задачей, но наши режиссёры как будто бы не придают значения самостоятельной ценности музыкальной темы своих фильмов, ограничиваясь некоей несложной музыкальной передачей настроения. Сей факт печален, поэтому счастливые исключения радуют вдвойне.
Нынче модно стало обращать внимание также на продакт-плейсмент в картине — ведь уже все знают значение этого термина и как на дрожжах растут ряды экспертов в данной области. Отдавая дань моде, скажем — продакт-плейсмент в «Богине» очень скромный, там то и дело пьют коньяк, выступивший спонсором кинопроекта, но этикетка в кадре присутствует мягко и ненавязчиво, бочком, бочком так, исподволь временами поворачиваясь к зрителю.
Один раз на экране мелькает еще один неслучайный логотип, но мелькает как-то мстительно — на одном из бомжатских мешков-котомок, которые в массе таскает с собой потусторонний двойник Фаины, наклеен логотип одной известной веб-студии, создавшей промо-сайт фильма. Сайт, видимо, сделан чисто по бартеру, потому что состоит ровно из одной страницы и не содержит ровно никакой информации. И вот получите — каков сайт, таков и продакт-плейсмент.
Возвращаясь к фильму, остается только заметить, что дебют Ренаты Литвиновой в роли режиссёра превзошел ожидания. «Очень любимая Фаня, последняя с ней встреча» производит впечатление и на массового зрителя — тот не спешит покидать зал и долго ещё сидит в раздумье, молча созерцая бегущие по экрану титры. Поклонникам творчества Ренаты остаётся лишь пожелать ей и далее успешно созидать на этом поприще, а самим ждать новых воплощений её необычного таланта.
До встречи в кино.
948 Прочтений • [Богиня: как я полюбила: Увидеть любовь и умереть] [16.09.2012] [Комментариев: 0]