После явного роста интереса публики к российским фильмам, которые, наконец, начали один за другим выходить во всё более широкий прокат, после растущих бюджетов анонсированных на 2005 год проектов — достойное появление на сцене совсем молодых, доселе не известных в большом кино имен, таких как режиссёр Анна Меликян — вот тот последний штрих, который может позволить говорить о возрождении отечественного кинематографа уверенно и спокойно: есть новые таланты, значит сильнее создаваемое сейчас будущее.
«Марс» — дебютная режиссёрская работа недавней выпускницы ВГИКа Анны Меликян в большом кино. Здоровой сумасшедшинкой веяло от одного лишь названия вкупе с заявленной канвой сюжета (главный герой попадает в городок, где все жители работают на фабрике мягких игрушек) и прилагавшейся к этому фотографией Гоши Куценко с типично-философским выражением лица, отягощённым мучительной озабоченностью типа «где я?» и «что я здесь делаю?». Через Гошино плечо смотрел огромный плюшевый слон, казавшийся хозяином положения. Он единственный знал, где они и зачем всё это нужно. Таких впечатлений, которые могли обещать что угодно — от детской сказки до жуткого трэшака — но явно что-то необыкновенное, редакции КиноКадра оказалось достаточно, чтобы авансом заинтересоваться этим фильмом.
Забегая вперёд, скажем, что зрелище ожиданий не обмануло. Свежая, дизайнерски выстроенная картинка — будь то неожиданным ракурсом проносящийся поезд (классика, а вот поди ж ты) или собственный символизм автора в виде рассыпающихся по мостовой синих яблок, статуи Ленина, увешанной полотнами полиэтилена, сплошь рыжих девиц в меняющей цвет одежде, изысканно порхающей меж стеллажами книг библиотекарши, копошащейся на мосту брошенной черепахи, пропавшего из чрева плюшевого кота кошелька и — игрушек, игрушек, игрушек, оставляющих сводящее с ума ощущение иного мира, другой планеты. Эти плюшевые звери молчат и только смотрят умными невинными глазами или торчат длинными и большими ушами, но их вездесущее присутствие местами создаёт жутковатое чувство тотального контроля, а местами — философское осознание некоей розовой шизы, накрывшей мир.
Городок под соответствующим названием «Мар..с» (прототипом которого послужил известный проезжающим российско-украинскую границу город мягких игрушек Конотоп) живёт своей жизнью, населен презабавнейшими персонажами и кажется иногда сумасшедшим домом. Блистательная маленькая девочка Надя — циничный ребёнок с не по годам развитой предпринимательской жилкой. Вечнобеременная жена гинеколога Вера — слегка потерявшая рассудок дама с глазами не от мира сего, с остервенением переносящая в тетрадку собственные переживания. Прибитая к небу девушка «Коса России». Библиотекарша Грета, прекрасная мечта, явная шаловливая отсылка к манере Ренаты Литвиновой. И с трудом переваривающий весь этот дурдом Гоша Куценко в роли главного героя Бориса. Все персонажи в этом лишь отчасти перечисленном ряду при явной гипертрофированности своих характерных качеств умудряются быть по-настоящему живыми, в чём, несомненно, заслуга замечательно сыгравших актёров и режиссёра, сумевшего настолько естественно построить эту игру.
По части сноса крыши у фильма есть нечто общее со стилем работ Кустурицы. Тот же хаос и тот же выразительный идиотизм происходящего, но без цыганщины и без кустурицевского бешеного темперамента, скорее со спокойной, флегматичной даже философичностью. А зная, что Анна Меликян — воспитанница мастерской Сергея Соловьева, можно пытаться утверждать, что уши постмодернизма в комплекте с фирменной такой крезанутостью в её фильме растут именно оттуда, из соловьёвской школы. Но дело в том, что шиза у Меликян получается даже качественнее, чем у Соловьёва. Она у неё естественная, идёт, видимо, из самого нутра, в то время как у Соловьёва — нарочитая, специально выстроенная. Вообще же, работа Анны Меликян, даром что дебютная, обладает своим сложившимся, вполне цельным стилем.
По настроению фильм делится на две части. Первая часть откровенно комедийна. Комедийность в ней, столь же естественно, как и всё остальное, произрастает из самой природы происходящего. От общего красноречивейшего идиотизма разворачивающегося на экране действа периодически, в произвольных местах, зрителя настигает истерический смех.
Вторая часть, оставляя отдельные комедийные оттенки, раскрывает большие глубины и претендует на некую неизбывность и трагичность. Именно она, казалось бы, призвана раскрыть зрителю истинное авторское послание, ту самую мысль, ради которой затевалось кино, поскольку затевалось оно явно не просто шутки ради. И всё бы хорошо, если бы по каким-то причинам, от неуверенности ли, от желания ли добавить многозначительности, не заигрался автор с ложными финалами и подачей интерпретаций. В результате у замечательно цельного и выразительного фильма получилась довольно мутная и расплывчатая концовка, из-за чего потерялась авторская мысль, и от фильма остаётся ощущение, что автор просто пытался неким образом освежить взгляд на жизнь.
По факту произведение Анны Меликян — это фильм-фантазия, самый свободный и, как правило, несмотря ни что, очень романтический жанр. Жанр, в котором дух фантазии живёт всегда, чтобы ни происходило. Красоты и объёмности этой феерии добавляет саундтрек, написанный известным музыкантом-авангардистом Алексеем Айги, которого по слухам, режиссёр вызвала письмом с предложением поучаствовать в картине прямо из знойных песков Багам. В фильме звучит также песня Гоши Куценко «Комета» в исполнении автора. Это первое и весьма впечатляющее представление музыкального творчества актёра широкой публике.
В сумме, несмотря на несколько смазанный финал, несмотря на наличие некоторых повисших линий сюжета (как, например, история с украденным кошельком), «Марс» — это приятнейшее открытие, достойное всяческой благодарности автору за полученное удовольствие от знакомства.
До встречи в кино!
1856 Прочтений • [Марс: Есть ли жизнь в Конотопе?] [16.09.2012] [Комментариев: 0]