Нынче, во времена повсеместного засилья навечно зацементированных в своих рамках жанровых ограничений забавнее всего — наблюдать за играми разума, возникающими в пограничных областях, когда один фильм позиционируется сразу как ужастик, боевик, комедия, эротический триллер и пародия на всё и вся. Существует расхожее (неверное) мнение, что фильмы подобного рода снимают вечные недоучки, и основная цель их — потешить честную публику, проявить какой-никакой талант, попытаться отбить бюджет и отвалить, по возможности — в нишу проектов более достойных, почётных, и прибыльных.
Ошибочность этого мнения содержится в самой постановке задачи — такое впечатление, что люди в Голливуди только и мечтают, как бы отделаться от нудятины, которую из года в год навязывают им господа продюсеры, глаза б их не видели все эти киноподелки, а хочется всем чего-то другого — высокого. Фокус в том, что и Сэм Раими, и Питер Джексон, снимая некогда свои трэшовые романтические хоррор-комедии именно что получали в процессе невероятное, ощутимое с экрана удовольствие. А посему — приступая к просмотру очередного (неважно, какой там бюджет) подозрительного франчайза, замешавшего в себе невесть чего, перестанем делать серьёзные лица и выдавать на-гора супераналитику. Искусствоведческие экспертизы побоку — мы пришли в кино развлекаться, будем развлекаться вместе с режиссёром и актёрами.
«Обитель зла 2: Апокалипсис», кадры
Сиквел «Обители зла» был неизбежен, как зима. Как оно было, в первой-то части? Дрыгоножествующая любимица публики Мила Йовович, спецэффект и трюки в массе, куча достаточно свежих и незатасканных по тому году зомбей, скромный, дважды отыгранный бюджет, репутация самого «близко к телу» экранизированного шутера, открытый финал, готовность примадонны (которой, к слову, с тех пор с громкими ролями как-то не того) сниматься дальше. Второму «Резиденту» — быть, кивнули продюсеры, и режиссёр Пол Андерсон бодро сел писать сценарий для второй части.
Итак, злобная армия зомбеобразных креатур корпорации «Амбрелла» опытно выбирается на улицы Ракун-Сити, дабы покусать всё, что можно покусать. Достанется даже собачкам и кошечкам. А в это время злобные штурмовики злобной корпорации хочут порешить оставшееся население города с целью сокрыть свои злодеяния, и немногочисленной кучке главных героев нужно будет поднапрячься, покуда их всех не перекусали, дабы перестрелять всё, что можно перестрелять, и выбраться из осаждённого города.
«Обитель зла 2: Апокалипсис», кадры
Вторая «Обитель зла» вышла фильмом любопытным по двум пунктам: во-первых, это действительно смешение целого букета жанров (трэшовый ужастик, боевик-стрелялка, фантастический триллер, а также пародия на всё вышеперечисленное), а во-вторых, это удивительно малобюджетный по нынешним временам фильм. В кои-то веки продюсеры взялись за ум и не стали заваливать проект деньгами, давая ему возможность спокойно выйти в прибыль. Мы не увидим нагромождения спецэффектов, которое уже успело зрителю изрядно поднадоесть, А что же увидим?
В смешении жанров сценаристу и режиссёру удалось с дотошностью мемуариста воссоздать на экране все те обязательные моменты, что требовались для полноты картины «зомби, супервирус и все-все-все» — фантастическую интригу, «большого брата», учёного-инвалида, сплочённую группу товарищей по борьбе с зомбями, собственно мычащих и размахивающих конечностями кусачих мертвецов, расчудесных языкастых тварюшек, черношлемных бронированных штурмовиков и далее везде. Обязательная программа отработана скрупулёзно — удар башкой о могильный камень (одна штука), набрасывание тухляков на вопящую жертву (две штуки), рукопашная с превосходящими силами противника в исполнении Милы Йовович (несчитанное количество штук). Ну, и стрельба, стрельба, стрельба…
«Обитель зла 2: Апокалипсис», кадры
Рейтинг фильма в Америке не может не радовать истинного ценителя жанра — R, «детям до 16ти» со зловещим комментарием «за непрекращающееся насилие, язык и обнажёнку». Но это всё так сказать дань мастерам-предшественникам, которые жанр трэша выпестовали и продвинули в массы, а также непосредственно подтянутым фотомодельным организмам Милы Йовович. А чего господа авторы предложат нам свежего? На самом деле практически ничего. Пользуясь историческим моментом, элемент привлекательности для зрителя, видимо, подразумевается в непрерывном покадровом цитировании массы культовых фильмов, что называется, вдоль и поперёк.
От «Универсального солдата» до «Терминатора», от «Чужого» до «Никиты». Упомнить все моменты просто не представляется возможным, так их много. Сцены, спецэффекты, позы, жесты, фразы, образы и персонажи. Желающие могут пересчитать сами. В массе, признаюсь, показалось весьма остроумно. Ну, и экшн действительно, всего пару раз прерывается на морализаторские прения, в остальном оставаясь плотным мочиловом-чукаловом. Что и требовалось. Потому что драйв и атмосфера шутера-первоисточника требует поступать с героями жёстко, но справедливо. Пусть мутузят друг дружку, а на отсутствие логики в поведении Боссов Могучей Корпорации, явно страстно желающих умереть не своей смертью, просьба, чур, не ссылаться. Так положено. В Могучих Корпорациях исторически работают одни идиоты и сексуальные маньяки.
«Обитель зла 2: Апокалипсис», кадры
По большому счёту кино получилось — не семейное, да (тем забавнее было наблюдать семейства в составе мама-папа и малолетние дети на вечернем сеансе), так никто и не претендует. На вершины артхауса, философской или иной мысли никто снова не претендует. По большому счёту, опираясь на жанр, к фильму вряд ли можно так уж сильно придраться. Ну, местами слабовато по части воображения, можно уж было визуальной новизны придать парочке сцен. Но зато бодро, с красивыми флэшбэками, здоровым пофигизмом, и без розовых соплей. Местами забавно, местами эротично, и открытый финал кричит — третья часть будет обязательно. К слову, там режиссёром снова станет Пол Андерсон, поднабравшийся опыту на «Чужом против Хищника». Понимающие люди радостно расходятся по домам.
Хотя, нет, один жирнющий минус всё-таки есть. В лице отечественной локализации. Оригинальный текст фильма не изобилует словесными перлами, но он хотя бы не так надрывен и зануден, как это пытаются представить нам горе-переводчики. Это стократно повторённое (голос меня утомил ещё при прослушивании свежих роликов отечественных фильмов, товарисч, похоже, решил все надписи внизу экрана себе в резюме занесть), громогласное до идиотизма «Средняя школа Ракун-Сити!!!» чего стоит. И «Улей», вдруг переименованный в «Муравейник», и весь этот ужасный пафос… нет, я не могу так больше.