Так уж получилось, что из всех комедий комедии рождественские как жанр слишком зажаты своими естественными рамками. Должна быть семья, должна быть ёлка, никаких тебе слишком взрослых шуток и тем более ни тени глумления над объектом в виде собственно Рождества и американского чуда — Санты. Художнику в таких рамках тесно, зрителю — умилительно, но скучно, посему всё комедийное жанровое великолепие исчерпывается комедиями положений, скрещёнными с эдакими, знаете, сказками. Хоть «Гринча» тут возьмите, хоть «Одного дома» — каждое лыко в строку. Приходится сценаристам изворачиваться, придумывая истории, достойные экранизации, и при этом не повторяющие по сотому разу всю ту же вражескую нам, но привычную за океаном санта-клаусовскую песню. Хо-хо-хо и джинглбеллз. Кому не нравится — не ваш жанр, другим он, увы, быть не может.
Итак, комедия положений. Преуспевающий рекламист Дрю остаётся на Рождество один, потому что его девушка хочет непременно встретить праздник с родителями, остальные друзья-знакомые из записной книжки тоже в этом не оригинальны, так что намеченная поездка на Фиджи идёт лесом, потому как в одно лицо Фиджи не Фиджи, а так, название одно. И вот Дрю по совету чумного от предпраздничных забот психоаналитика выдвигается из огромной, но пустой квартиры в сторону старого дома, где жил когда-то в детстве. Там он получает от хозяев сначала лопатой по голове, а потом делает им предложение, от которого невозможно отказаться — 250 тысяч в обмен на то, чтобы они изобразили для него настоящее семейное Рождество с катаниями на санках, игрой в снежки, ёлкой, подарками и носками над камином. И они ему устроят.
Комедия как комедия, не безумно смешная (в последние лет эдак несколько меня вообще воротит от подобного «безумно смешного» кино), с дурацкими положениями, с в меру деревянными, симпатичными персонажами, неизбежной моралью в финале, разного рода немотивированными чудесами и локальными намёками на недетские шутки. Необходимый элемент свежести и новизны в фильм вносят всего два человека — Бен Аффлек и Джеймс Гандольфини. Первый, соответственно, играет Дрю, второй — отца семейства.
Если первый вообще в перерывах между положенными ему по статусу блокбастерами (из-за выхода последнего — «Часа расплаты» — даже пришлось сместить мировую премьеру «Пережить Рождество» с января на конец 2004 года) принялся сниматься в семейных комедиях, на общественных так сказать началах, то звезда «Клана Сопрано» как-то особого участия в такого рода развлечениях не принимал. Эта парочка — гладкая, слащавая физиономия Аффлека и глаза старого дога поверх густой бороды Гандольфини — перекрывает по юмору большую часть всего остального арсенала фильма.
Для меня вообще одна такая игра лицом, тонкая, на грани уловимости, стоит всех шумных гэгов вкупе с потугами сценаристов на юмор. Когда эта парочка вернулась с игры в снежки со словами «Сосульками кидаться мы не договаривались!», это был восторг. Давно Голливуд не давал такого шикарного повода усомниться, что его звёзды всё-таки умеют играть.
Неизбежные в семейном кино романтическо-философские диалоги при луне тоже исполнены (снова Аффлек) на том достаточном уровне, когда зрителя не вынуждают скрипеть зубами, пережидая затянувшийся период. И то спасибо. Потому что обратным, увы, грешат даже самые мастера.
В общем же фильм оставил после себя достаточно приятное впечатление, что и требуется, собственно, в подобном жанре, и немалую толику в это привнёс композитор Рэнди Эдельман, который после «Маски» и «Бетховенов» вполне может претендовать на лавры мастера комедийной аранжировки и композиции. Так что в сумме даже уверенно-посредственный отечественный перевод подпортил, конечно, общее впечатление, но совсем обезобразить картину не смог. За что уже спасибо, хотя бы режиссёру, за качественный оригинал.