Каждая нация нуждается в мифологизации и сакрализации собственной истории. Так древнегреческие цари возводили свой род к богам, римские императоры — к ним же, в крайнем случае опосредованно — через греческих героев. Современная история тоже знает множество аналогичных примеров навроде третьих римов, третьих рейхов, а также новейшей реанимации скандинавской и прочей раннеевропейской легендарной базы. Америка как нация с минимальным набором корней нуждается в их укреплении куда больше нашего, а потому усилия к тому, осознанные или нет, предпринимаются постоянно.
Посмотреть на американскую приключенческую кинопродукцию — вся мировая история от пирамид и клеопатр, минуя нашего Гришку Распутина и княжну Анастасию вплоть до немецко-фашисткой гидры оказалась на службе его величества Мифа. Причём тут каждый раз Америка, понять трудно, но средне-необразованный потребитель попкорна нынче должен быть твёрдо уверен — Александрия, это где-то в Техасе. А мушкетёры, это где-то рядом с пиратами Карибского моря. Нехватка собственного исторического антуража (про истребление индейцев им как-то снимать неприятно, хотя скоро выйдет как раз на такую тему блокбастер) привела к полной выработке собственных сюжетных недр, к тому же — после «Пирл-Харбора» и «Спасти рядового Райана» про участие Америки во Второй мировой снимать почти нечего, а после «Унесённых ветром» — про Гражданскую войну между Севером и Югом. Осталась новейшая история, но там с мифологизацией проблемы, слишком много живых свидетелей, по судам затаскают. Значит, нужно сделать неожиданный ход. И он был сделан.
Продюсер Джерри Брукхаймер вообще большой специалист по неожиданным телодвижениям. Тем более что после странного «Короля Артура» этот специалист очень нуждался в восстановлении собственного реноме главного кинобизнесмена-одиночки. Так что постарался наш Джерри на славу. Идея была простая — придумать приключенческую замануху про то, как отцы-основатели США, ведущие свою родословную, несомненно, аж чуть не к фараонам, но уж к крестоносцам-тамплиерам точно, закопали где-то на необъятных просторах техасщины и оклакомщины огромную массу всякого золотишка. А чтобы вражеские англичане золотишка не притырили, наши уважаемые франкмасоны, подписывая Декларацию о независимости, внедрили в неё массу всяких сложносочинённых штук с целью сокрытия месторасположения сокровища нации. Масонские символы ведут наследственного сокровищеискателя Бенджамина Франклина Гейтса от затонувшего во льдах Антарктики судна в музей, оттуда — в библиотеку, потом снова в музей, а потом — прямиком на кладбище. Весь этот славный путь нашему герою помогают, мешают и просто скрашивают жизнь всякие музейные профессорши, малолетние хакеры, те же масоны, а также просто Главные Грабители Современности.
Идея милая, тем более что заодно можно устроить, помимо хохм, кой-какой экскурс в историю родной страны в упрощённой редакции для чавкающей у экрана братии. Мистер продюсер собрал под это дело сто миллионов бюджета, Николаса Кейджа и Дайану Крюгер выдвинул на главные роли, Шона Бина и Харви Кейтеля — на второстепенные, оператора «Страстей Христовых» Калеба Дешанеля — в компанию к режиссёру с непроизносимой фамилией Туртельтауб, основная задача которого была правильно выражать в кадре продюсерский посыл. И понеслась.
Нет, куда деваются такие бюджеты, мне никогда не понять. Кроме съёмок на натуре известных музеев, а также одного выезда на природу, всё остальное можно было снимать на Мосфильме. Разве что деньги актёрам раздать, чтобы убедительней играли… но суть не в этом. Суть в том, что шутка — удалась.
Легенда об отцах-основателях, их письмах, тайнах и милых шутках, совмещённая с классическим построением Суперограбления (даже двух), а также погонями и головоломками а-ля Индиана Джонс и «Мумия ушла, но обещала вернуться». Это всё было проделано с таким незамутнённым азартом и такой слезоточивой шизой, что не заразиться приключениями наших кладоискателей просто невозможно. Отсыхая после новогодних салатиков, отечественный зритель с такой силой ломанулся в кино, что вашему покорному слуге еле хватило места в любимом первом ряду. В мировом же прокате зритель (понятно, в основном — американский) ещё в прошлом году успел принести фильму кассу в 190 миллионов. Будет ещё больше, помяните моё слово, ибо уже сейчас среди совместных фильмов Кейджа и Брукхаймера «Сокровище» оказалось успешнее даже могучей «Скалы».
Потому что, тут я бросаю зубоскальство и говорю абсолютно серьёзно, фильм действительно получился замечательно свежий, весёлый, увлекательный и незамутнённый. Можно сколько угодно думать про себя «ну тупы-ые», но картинка просто нравится. И с этим сложно бороться разумными рассуждениями. Это уже потом зритель полезет на сайт КиноКадра, где поставит фильму «три» в голосовалке и спокойно скажет какую-нибудь гадость на форуме, в зале же он будет досиживать положенное время, не покидая кресла даже по причине жутких мучений от излишне выпитого во время сеанса пива.
Легенду удалось создать, героям удалось понравиться зрителю, сюжету удалось увлечь за собой, а тайне финала удалось продержаться до конца, несмотря на всю свою тривиальную предсказуемость. Ну, и драйв фильма, сохранявший накал на протяжении двух с гаком часов, затягивает не хуже хорошего футбольного матча. Добро пожаловать обратно в клуб, мистер Брукхаймер, вы снова — среди лучших. Только не снимайте к «Сокровищу» сиквелов, я вас умоляю.
Любите кино.
1784 Прочтений • [Сокровище нации: Страна сокровищ] [16.09.2012] [Комментариев: 0]