Нет, возвращение Китаю Гонконга, несомненно, положительно сказалось на мировом кинопроизводстве. Хотя бы потому, что дало миру чудо Чжана Имоу. Пусть этим чудеса юго-восточной кинематографии и не ограничиваются, сегодня у нас есть повод подробнее рассмотреть именно этот феномен.
Мастер Чжан не снимает кино, он рисует дивные полотна, раскрашивая их в духе исторического фэнтэзи — чтобы герои, чтобы баталии, чтобы любовь, чтобы загадка. Кинокритики выстроились в благодарственную очередь, пытаясь каждый на свой лад расшифровать послание, которое саккумулировал для нас уходящий в небытие островок древней культуры, оставшийся даже на родине — лишь призраком прошлого. Но призрак был так могуч при жизни, что даже в популяризированном, целлулоидном виде он заставляет зрителя стоя аплодировать — если всё было и не совсем так, то даже в тени тысячелетнего Китая на каменной стене современного мегаполиса можно узреть для себя удивительное — какое сложное, высокоразвитое, восхитительно культурное и загадочное общество жило за Гималаями в те времена, когда Европа ещё прозябала в дикости, расцвечивая свою вечную зиму лишь островками средиземноморской культуры. Великий завоеватель Александр Македонский был бы жутко удивлён, сумей он добраться до Поднебесной. Полудикие короли и напыщенные Папы Тёмных веков с холодными загаженными замками и жуткой антисанитарией городов могли только мечтать о той культуре, которая развилась в Китае к первому тысячелетию нашей эры.
«Дом Летающих Кинжалов», кадры
Именно на этот священный ужас белого европейца перед неведомым, принципиально иным мироустройством, с его сложнейшими, тысячелетиями складывающимися внутренними правилами, неведомыми целями и жизненными проблемами, пусть и в популярной форме приключения, и направлен главный удар Чжана Имоу.
«Дом летающих кинжалов» пошёл дальше «Героя» в этом направлении, поскольку изначально снимался в более вольных для создателей условиях. Ранее не известный никому режиссёр стал автором признанного в мире шедевра, произведшего фурор у узкоспециальной американской публики, способной ходить на неанглоязычные субтитрированные фильмы даже спустя год после его выхода в мировой прокат (именно столько фильм добирался до Америки). И если в «Герое» больший удар делался на глобальную тему взаимоотношения личности и государства, противопоставления малой родины и большой Поднебесной, воина и Императора, и действо происходило на фоне восхитительных баталий одиночек с ордами словно клонированных солдат, а интерьеры составляли в основном либо школы каллиграфии и голубые горные озёра, либо уж сразу — дворцы, то в «Доме» режиссёр пошёл дальше. Он избавился от красочной массовости, окончательно повернувшись лицом к герою.
«Дом Летающих Кинжалов», кадры
Герой — всё тот же мастер меча, лука и кинжала. Но, выйдя из-под сводов императорского дворца, вообще забыв про царей и вельмож, бросив думать о судьбах народов и государств, оставшись наедине с собой, другом-врагом и удивительной природой китайских просторов, он показывает, как же на самом деле далеко зашла в своём развитии культура Поднебесной.
Не мечи и боевые искусства делают культуру культурой, хотя в фильме и того, и другого хватает, чтобы увлечь любого, пусть самого скучающего зрителя. Культуру культурой делает человек. Его размышления о чести и долге, его внутренние причины уйти или резоны остаться. Другое название фильма — «Засада с десяти сторон» — мне показалось относящимся не к перипетиям сюжета, когда каждый второй оказывается если не шпионом, то уж точно — преследующим свои собственные, далеко идущие цели. Название это мне напоминает скорее эмоциональный накал последнего сражения, когда ясно, что кто-то из троих должен погибнуть, но неясно, останется ли в живых хоть кто-нибудь из них. Третье название этого фильма — «Любовники» — дань той лёгкости, с которой оказывается в древнем Китае решён преследующий современную западную цивилизацию вопрос равноправия полов, подаривший миру уродливое понятие политкорректности. Он там просто не ставился.
«Дом Летающих Кинжалов», кадры
Во всей триаде современного эпического восточного кинематографа — в «Драконе», «Герое» и «Доме» женские персонажи если местами и выглядят помещёнными относительно мужчин в неравные условия, то на деле показывают себя не просто причиной всего действа, но и главными его участниками, не доказывающими что-то, а просто действующими по своему усмотрению. Не призывая к особому по отношению к себе пиетету, но заставляя мужчин поступать, как должно.
Вот такие сугубо личные переживания — любовь, тщеславие, предательство, верность долгу, честь и мастерство — и составили камерную, по сути, вовсе не эпическую канву сюжета «Дома». И проделано это было на таком высоком уровне, что поневоле задумываешься — такой ли уж коммерческий кинематограф представляет Чжан Имоу? Ни капли рисованного надрыва, сдержанные эмоции, сказочный, но такой реалистичный в своей сказочности антураж.
«Дом Летающих Кинжалов», кадры
Сумрачная, осенняя, уже не идеализированно-хрустальная, но волшебная природа, благодаря которой зелёный бамбуковый лес через две сцены сменяется заснеженным полем, вычурные, но сдержанные в своём цветовом решении костюмы, невероятно спокойные, без ненужных дорогостоящих перегибов спецэффекты, отточенные, тоже не стремящиеся ударить по глазам движения батальных сцен. Каждый кадр, каждая нота саундтрека, каждое движение бойцов-танцоров, всё это надлежит понимать и принимать символами древней, могучей, погрузившейся в самосозерцание культуры. Которую нам и преподносит уже второй раз режиссёр Чжан Имоу. Осень патриарха. Страна опадающих листьев.