У жанра байопика одна общая неизживаемая беда с эпиками и экранизациями известных литературных произведений — все они в той или иной степени неизбежно являются альтернативкой по отношению к дышащему им в спину прототипу-первоисточнику, и сколько живы они будут, столько воплощенное в них авторское видение будет бороться с толпами разного рода правдоискателей и разоблачателей, не желающих признать право произведения на самостоятельную жизнь и отдельную от первоисточника ценность, провозглашая тем самым его априорную вторичность.
Однако пока в сообществах оных любителей точных соответствий ведут внутренние дискуссии о том «а так ли всё было на самом деле», критикуемые ими творения живут той самой недозволенной собственной жизнью, завоевывая зрительское признание и собирая премии, показатель признания профессионального, подобно фильму Тэйлора Хэкфорда «Рэй» — жизнеописанию легендарного американского музыканта Рэя Чарльза, на днях вышедшему в российский прокат, а на Западе собравшему уже несколько профессиональных наград и выдвинутому на Оскар в шести номинациях, среди которых главнейшие — «лучший фильм» и «лучший режиссёр».
Биография Рэя Чарльза просто создана для экранизаций — босоногое детство в нищем негритянском районе, нелепая трагическая гибель младшего брата и груз вины за это на всю жизнь, наступившая в семилетнем возрасте слепота, талант, требующий самореализации, не сразу пришедшее признание, блестящая карьера музыканта, историческое выступление против расизма, наркотики, мучительное избавление от них, и музыка, музыка, музыка, умопомрачительная, всепоглощающая. Готовый сюжет на блюдечке: драматичность, необходимая составляющая жизнеописания гения, налицо — и вот вам глубина и поле для сопереживания, событийная насыщенность впечатляет — и вот вам динамичность повествования. Осталось выбрать угол зрения, облечь это в окончательную форму и расставить акценты.
При таких биографических данных легко можно было закрыть глаза на нюансы и живописать великого сына нации, рыцаря без страха и упрека, героя, сумевшего победить все тяготы жизни, не предать талант, выступить, рискуя делом жизни, первым борцом за права черных, и победить — сначала себя, потом мир. Могла получиться хорошая героическая сага. В меру вдохновенная, в меру пафосная, моралистическая, вся по канонам — достойная дань жанру, но не живому человеку.
Произведение же Тэйлора Хэкфорда оказалось куда более неоднозначным. Жизнь человека, которого ведет величайший талант, всегда находится несколько в другом измерении, чем жизнь окружающих его людей. Конфликты жизненных ценностей, сложность отношений с близкими людьми, поступки с нравственной окраской от жертвенно-героической до граничащей с предательством — всё это в фильме есть, всему этому режиссёр сумел не давать однозначных оценок, не упрощать, не навешивать ярлыков, позволяя зрителю формировать собственное отношение к рассказанной истории.
Пока шли съемки, главный герой повествования был еще жив и, как пишут, участвовал в процессе создания фильма. К концу съемок Рэй Чарльз ушел из жизни. Судить о том, как сказалось его участие в съемках, сложно, да и не нужно. Одно из достоинств фильма, как уже было сказано, в том, что он не транслирует ничьих оценок, не пропагандирует, не морализирует. Задуманный режиссёром и талантливо воплощенный Джейми Фоксом образ Рэя Чарльза остается богатейшей пищей для рефлексии и эмоционального восприятия любой полярности, что и демонстрирует кинокритическая пресса, выдавая самые разные оценки количеству правды жизни в этой картине. Забывая, что в творческом продукте правда жизни должна быть в ощущениях, а не в фактах, которые лишь инструмент, требующий умелого использования.
Поскольку кино все-таки зрелищное искусство, приятно, что не менее тщательно выстроена картинка в кадре. На волне всё более заметного перехода кино от режиссёрского к операторскому, дизайнерскому — даже такие совсем не заточенные под это жанры, как байопик, демонстрируют эту тенденцию, радуя глаз бешеным эстетизмом и стилистической выверенностью каждого кадра.
Ну а музыка в этом фильме — это не просто музыка, это квинтэссенция, вдохновение и смысл всего происходящего на экране. Энергетикой и силой эту сторону картины режиссёру помогает наполнить уже сам Рэй Чарльз, своим творчеством, которому посвятил всю жизнь и завоевал широчайшее мировое признание. По причине выдающейся музыкальности на вручении «Золотого глобуса» фильм фигурировал в том числе в мюзикловых номинациях, хотя киномюзикл всегда считался жанром скорее легким, полукомедийным. В частности, за роль Рэя Чарльза Джейми Фокс получил награду в несколько нелепой для данного случая номинации «лучший актер комедийного фильма или мюзикла», что хоть и немного обескураживает, но не умаляет достоинств.
Кино получилось на редкость настоящее, помимо прочего тонко касающееся сложнейшей темы соотнесения личности творца с его произведениями — вопроса, до сих сбивающего с пути истинного многих ценителей чужого творчества.
Любите кино!
1324 Прочтений • [Рэй: Из джаза] [16.09.2012] [Комментариев: 0]