Жанровое кино не самодостаточно. Оно требует от авторов соблюдения определённых рамок, переходящих в клише, а от зрителя — особого угла зрения. «Чужие здесь не ходят», висит надпись над входом в кинозал, где показывают очередной ужастик со старым-добрым рейтингом R, чужие здесь, как правило, и не снимают.
Нет, конечно, временами находятся мастера чьё творчество потом порождает целые новые школы в их любимом жанре, некоторые, считанные единицы, создают тем самым форменный переворот в зрительском и кинематографическом сознании, возвращая к жизни временно выпавшие из поля внимания старые жанры, поджанры, образы, подходы, смыслы. Такой тёмной лошадкой в канве психологического триллера-псевдоужастика некогда оказался индиец Шьямалан. Но таких, я повторяюсь, единицы, основная же масса любого внутривидового гандикапа состоит из неприметных середнячков, делающих своё дело не без искры таланта, но пользуясь в основном лишь проверенными приёмами и испытанными методами. Такие парни и создали фильм «Игра в прятки».
Семья, в которой случилось несчастье. Самоубийство матери на почве неизлечимой болезни погружает маленькую девочку в тяжёлое состояние, которое очень беспокоит отца-психолога. Он горюет по жене, но дочь важнее собственных чувств, и он решает покинуть Нью-Йорк дабы девочка могла отвлечься, получив новые впечатления, завести новых друзей, начать новую жизнь. На горизонте также присутствует лечащий врач девочки, по совместительству ученица её отца, которая не то слишком привязана к ней, не то слишком привязана к её отцу, не то и то, и другое вместе, и не хочет их отпускать. Однако всё решено, домик в деревне снят, а милые соседи уже стоят у порога с корзинкой подарочного варенья.
Дальше, понятно, появляется и страх, и ночные скрипы, и придуманный новый друг девочки, и жуткие надписи на стенах, дохлые кошки в ванных, а потом уже и люди начинают себя чувствовать потенциальными жертвами.
Фильм, по сути, до какого-то момента представляет собой эдакую смесь Шьямалана с Дэвидом Линчем. Совы не то чем они кажутся, знаки оставили не те, кто ты думаешь. Подозреваемыми последовательно становятся все, включая форменную мистику. В каждом шкафу оказывается целая гора скелетов. Мистика пустых лесов и маленьких американских городков, где шериф — царь и бог, но и он не остаётся вне подозрений, а ну как у него в кладовке вязанками раскачиваются высушенные головы его случайных жертв?
Грамотная работа оператора и крепкий музыкальный ряд композитора поддерживают атмосферу, с пугательными скрипами в темноте режиссёр не перебарщивает, старается работать с освещением, живописуя диалоги в стиле «я вижу мёртвых людей». Не без штампов, конечно. Детские рисунки в качестве элемента пугания уже изрядно наскучили. Шторки в ванных — аналогично. Но всё сделано так логично и крепко, что особых изысков уже как бы и не требуется. Доведите дело до конца, гражданин режиссёр, а мы поаплодируем.
Да, постепенно нагнетать атмосферу страха, это требует тонкого умения, даже где-то такта и осторожности. Но финал требует их в ещё большем количестве и качестве. Под руководством Джона Полсона и юное дарование Дакота Фэннинг, и мэтр актёрской гильдии Роберт де Ниро играют если не гениально, так просто — сдержанно, достойно и убедительно. Без криков «мама» и истерик в прямом эфире. Нельзя не поддержать это стремление. Потихоньку, не спеша, насытить атмосферу страха, зародить в зрителе первые подозрения в тщательно подсовываемом ему претенденте на роль маньяка, а потом и раскрыть, наконец, карты. Причём проделывая это не с Шьямалановской подкупающей наивностью, но именно что с Линчевским, или даже Финчеровским инсайтом.
Изящно, без богов из машины, без фактологических и событийных натяжек. Если бы создателям хватило умения закончить фильм на манер «Твин Пикса»! Увы, начиная с этого момента, продолжая действие, вторя разворачивающимся на экране суматошным действиям героев, столь тщательно выстраиваемая картинка начинает сыпаться. Плохо получается маньяк, плохо получается совершать «эти маленькие глупости» у его жертв, даже злосчастный этот сосед в своих заоконных инкарнациях слишком уж переигрывает. «Гротеск, понимаю». Тень былой красоты возвращается снова — в пещере в свете фонарика, где «игрем в прятки», и в последней сцене, где «я не могу, ты же знаешь». Но увы, магия неуловимо нарушается, что, конечно же, вполне позволительно новичкам-середнячкам, но ни в коем случае не позволительно претендентам на престол.
В целом, повторюсь, фильм произвёл вполне благоприятное впечатление, ещё бы чуть-чуть… но сослагательное наклонение вообще очень редко применимо к реальной действительности. Дополнительный плюс фильму, что нынче редкость, каждый раз достойная отдельного упоминания, придаёт и весьма неплохой дубляж, особенно можно выделить голос девочки и локализованную (sic!) финальную песню. Не припомню случая, когда аналогичные моменты в других фильмах не низводили дубляж до уровня «оторви и выброси». А тут — совсем другой случай. Что же касается адекватности собственно текстуального перевода, тут нужно обращаться к экспертам, благо до выхода у нас фильма на DVD познакомиться с оригинальным текстом становится категорически невозможно.
А так — в результате мы имеем приятное жанровое кино, вполне пригодное для просмотра как впечатлительными барышнями, так и прожжёнными циниками. Не мировой шедевр, но сразу видно — авторы любят кино.
1552 Прочтений • [Игра в прятки: Кто не спрятался, я не виноват] [16.09.2012] [Комментариев: 0]