Есть такой странный сорт фильмов, на которые не возлагаешь перед просмотром никаких надежд, но которые при этом оказываются невероятно милыми, приятными сердцу картинами. Не сердцу кинокритика, так простой зрительницы, пришедшей на просмотр вроде бы проходной романтической комедии, которых нынче развелось предостаточно, а получившей вдруг за свои деньги такой богатый букет эмоций и радостей, что остаётся только глуповато улыбаться самой себе (или своему спутнику) по выходе из зала, не совсем понимая, что же это за чудо сотворили господа киношники.
Уилл Смит в роли специалиста по обворожению слабого пола, в меру смешной ролик, никак не развенчивающий логичное по нынешним временам предположение о степени нижеплинтусности тех самых шуток, что и должны составить комедию. Да, комедии нынче бывают ещё какие. Вспомнить страшно. Романтическим фильмам тоже слишком часто не везёт, развозит их создателей на сопли с сахаром. Словосочетание «романтическая комедия» в последнее время всё чаще противопоказана людям с чувством юмора и каплей романтизма в сердце — напрочь отшибёт и то, и другое. Сами подумайте — Уилл Смит — романтический герой. Представляете? Я — не представляла, а потому ожидания насчёт фильма, обозванного нашими прокатчиками монструозно и дико пошло «Правила съёма: Метод Хитча», были не сказать что самые мрачные, но уж не радужные точно.
Как оказалось, напрасно.
Главный «обман» тут в чём — видимо, в надежде на вездесущую молодёжную аудиторию, продюсеры действительно умудрились впихнуть в ролик все полторы чайных ложки сомнительного юмора, какового только сумели наскрести на весь фильм. Кто видел — поймёт, больше в фильме нет ни грамма даже намёка на пошлось. Буквально на третьей минуте полёта гогочущая подростковая братия тихо замирает в недоумении, оставаясь в нём до самого финала. Доктор Хитч вовсе не помогает «лохам снимать тёлок», он, оказывается, помогает робким неуклюжим парням завоёвывать сердца своих возлюбленных. Чувствуете разницу в формулировках?
Шутка удалась, гогота с задних рядов во время просмотра слышно не было. Но, судя по мировым сборам, подростки в кино всё-таки явились «дружною толпой». То есть, можно снимать и так, чтобы без сальностей, но так, чтобы смешно даже им. Комедия положений, начатая в зрительном зале, перемещается на экран. Команда малоизвестных (окромя Уилла Смита, конечно) кинодеятелей показала класс — сумела вернуть на экран, казалось, давно позабытые способы шутить. После «Американского пирога» (при всём моём уважении к фильму, последователи его часто дурно пахнут) шутка сильно грубела, и даже стало считаться, что, видимо, навсегда. Ан нет, смотрите, никаких тебе на экране тупых подростков со своими очень смешными комплексами и выкрутасами. Взрослые, вполне адекватные люди на экране попадают в смешные ситуации, с блеском из них выпытываются, развлекая почтеннейшую публику, а себя проявляя подчас лишь только с лучшей стороны.
В истории про Хитча вы не встретите измывательств режиссёра и сценариста над своими героями, попыток выставить их кончеными придурками, никакой игры за гранью фола, а даже и на грани — зачем крайности, если про любовь, оказывается, можно не только жевать сопли с сахаром, можно, оказывается, и хорошо, свежо, тонко шутить.
Сценарий, режиссура, актёрский ансамбль, неумеренно активная, но вкрадчивая камера, отличная музыка (даже осточертевший рэп смотрится отлично, к месту и ко времени) — всё поставлено на то, чтобы спокойно, с расстановкой, без излишеств и зашкаливающих эмоций («валялись под креслами, ржали на весь зал» — это не про «Хитча») рассказать нам забавную историю из жизни семейного психоаналитика-самоучки, его очередных пациентов, а также одной славной девушки, которой впору лечить его самого.
На противостоянии «метод — случайность» и «Хитч — Сара» натянута та главная струна, вокруг которой строится сюжет. Вообще, что-то давненько мы не видели комедий, в которых есть хоть какой-то внятный сюжет. Не набор гэгов, переходящий один в другой, такое своеобразное перелопачивание «темы» сценаристом под девизом «а у нас воображение и не такое умеет!» А чтобы завязка, развитие, промежуточный финал, развязка. Многие скажут — это же комедия, что вы из простейшего жанра Шекспира валяете. Можно, всё можно, и даже нужно, если захотеть, если суметь.
В игру включились и главные участники — главные герои. Насколько незаметна и тонка роль остального коллектива в получившейся на выходе магии кино, столь тонка, но очень заметна игра Евы Мендес и Уилла Смита. Пара персонажей, которых они играют, достойна войти в мировые анналы рядом со сладкой парочкой двух крыс нержавеющей стали из одноимённого романа Гарри Гаррисона. Тот же могучий профессионализм и непотопляемость, та же подноготная ранимость, близкое по уровню чувство юмора, изворотливость ума. И самое главное — обе парочки супергероев объединяет профессиональное противоборство, сначала связывающее их, потом поворот к противостоянию, а в конце — в конце и увидите.
Всё вышеперечисленное — почти невербализуемо, сценарий тут не поможет, важно вживание в роль, адекватность актёров своим персонажам, что и было продемонстрировано во всей красе зрителю на экране. Браво, чего и сказать — герои вышли живые, симпатичные, умные, глубокие. Редчайший нынче жанр «актёрского кино» снова на коне, и это не может не радовать. Кто там собирается угоняться за Голливудом? Гонитесь — в лучших его проявлениях, а не в серийномассовом потоке. Ведь даже издавательский финальный танец в кадре не только сошёл авторам с рук, но получился кульминацией всего по-доброму смешного, что есть в этом замечательном фильме.
Хочется порадоваться за американского зрителя — он заметил в прокате кино практически идеальное, к которому даже не возникает желания как-то придираться. Слитое комедийное полотно из шуток, нелепостей, поцелуев, проклятий и небольшой доли здорового цинизма пришло к нам на экраны. До встречи в кино! Счастья вам, женщины. И не только 8 марта.