Завершается очередной сезон триллер-хоррор-трэша, который традиционно наступает у нас в периоды прокатного застоя, когда кинотеатры вдруг обращают свой взгляд в сторону малобюджетного кино, отходя от классического крупнобюджетного голливудского юмористического да боевичкового репертуара, за которым обычно ходит приличный сбор и массовый зритель. Ужастики потому и ценятся синефилами специального покроя, что встретить постороннего зрителя на таких сеансах довольно затруднительно, что же касается репертуара, та туда под горячую руку вдруг умудряются попасть такие странные би-муви, что человек нормальный только плечами пожмёт. А нам же сие только в радость.
Фильмы тут бывают разные, в этом сезоне перед нами промелькнул, например, удивительный сиквел «Звонок-2», который окромя этого удивления сумел настроить против себя буквально всех тонких ценителей жанра, но собрать поразительно большую для такой поделки сумму.
Прошелестел крылышками и гейм-триллер «Один в темноте» — до смешного хорошее кино для того уровня критики, которого он удостоился. Фильм, чьи хорошие моменты поголовно уместились в его трейлер, для Голливуда — явление массовое, ещё более массовое там явление — фильмы, у которых вообще сложно найти какие-то достоинства. «Один в темноте» ко второму типу никак не относится, хотя сценарий и глуповат, да. Но рейтинги его удивительным образом ухнули в область абсолютного нуля, и чем такое отношение вызвано, в противовес тому же «Звонку 2» (да покарает Хидео Накату старушка-Самара!), мне так и осталось неясным. Некоторые мастера в этом сезоне отделались лёгким испугом, спустив всё на тормозах шуткоюмора («Оборотни», да), остальные кинодеятели всё топчутся по уже и без того вытоптанной поляне, пытаясь окопаться то на поле триллер-драмы, то в области хоррор-комикса. Мне же по факту завершения сезона (в мае нас ещё ждёт парочка заметных релизов в пугательном жанре, но такого засилья уже не будет, это точно) показалось, что наиболее выдержанным в рамках и со своим неуловимым шармом вышел прошлогодний ещё фильм класса чуть не «дайрект ту видео» под названием “Shallow Ground”. О нём и поговорим.
Для начала замечу, что наметившаяся в последнее время тяга господ продюсеров самый кондовый зомбёвый трэшак попытаться загнать в рейтинговую низину «для самых маленьких» у меня ничего, кроме смеха, не вызывает. Получается это избавление от буквы R далеко не всегда, а вот фильмы портятся преизрядно. Создатели «Мести мертвецов», как назвали её отечественные прокатчики, явно плюнули на мнение MPAA, ради приличия оставив за кадром разве что болтающиеся внутренности и, в паре кадров, чутка приодели жертвы женского полу в какое-никакое нижнее бельё. Всё-таки жуткое NC-17 никому не нужно, и так нервы рейтинговой комиссии должно быть перенапряглись за разглядыванием голых накачаных андрогинчиков в кровище, вообще потоков этого самого кетчупа и прочей злобной смертности среди персонажей.
Кроме того — что уже чудо — в фильме проглядывается ажно некая сценарная канва, некий детектив, какие-то жертвы и подозреваемые, да и малчик этот тоже… не просто тухляк из преисподней, смотрит хорошо, как Фродо в Мордоре, кусаться-бросаться не спешит, интригует.
Тема маньяка тоже раскрыта, маньяки, оказывается, могут иметь в своём поведении некую логику, а мы-то уже об то успели изрядно подзабыть, всё какой-то невнятный бред, выдаваемый за высокие, высокие отношения выслушиваем. Фредди Крюггер, если помните, тоже был сожжён в бойлерной. Что и повлекло за собой массу сиквелов. Шутка. Не всё же мутную дурь про самариных родственников разглядывать. Японская школа ужасов внесла некогда новую волну в трэшовое голливудостроение, она же его, практически, и довела до клинической смерти. Американцы перестали производить на свет новые визуальные решения, играясь в такой кубик-рубик, поверни — новый фильм, снова перекрути — обратно новый фильм. Где в этом кино — непонятно.
«Месть мертвецов» звёзд с неба может и не хватает, но кровавые мальчики и последовательно проводимые перед зрителем аж трое подозреваемых, а также какое-никакое расследование, уже возводят фильм чуть ни к Линчу. Совмещение мистики, трэша и детектива в полной мере нынче вообще страшная редкость.
Плюс: вменяемая музыка, адекватное применение спецсредств в виде кетчупа, паучки занятные. Да, в фильме полно мелких и крупных огрехов — традиционно много бреда в конструировании напряжённых ситуаций (особенно пассажи про «кровь трёх человек», которая мертва «уже более трёх лет»), безумное количество посторонних персонажей, концовка не без сомнений в адекватности генератора идей (хотя и занятная — чёрный тухлячок покруче красного, угу), кроме того, с мальчиком ну уж правда перестарались — какой же это «мальчик», это ужас какой-то, хехе. Да и главный герой слишком похож в некоторых сценах на Вигго нашего Мортенсена, отвлекает. Но зато — никакого левого «юмора», строго выдержанный стиль, чуть-чуть бы дотянуть со сценарием, не скупиться на более тонкие и агрессивные операторские приёмы — была бы нам новая классика жанра. Режиссёр испугался копать чуть глубже, намелочил. Ничего, молодой ещё, разберётся.
Но вообще американская, или западная школа хорроров стремительно оживает, возвращаясь к корням. Она пока не может претендовать на сборы новейших японских римейков, но пути уже есть, ещё бы перестать мастерам хохмить и заняться делом, как то уже делают в Европе, и будет вам новое чудо почище Хичкока. Ощущение такое. До встречи в кино.