Этот франчайз изначально напрашивался на сравнения. С чем угодно — с предшественниками, конкурентами, с самим собой таким, каким ему было бы суждено стать, если бы такой-то и такой-то его не покинули, если бы было выделено больше бюджета, если бы было потрачено меньше денег, если бы, если бы. Изначально продюсеры заявляли буквально следующее — Джеймс Бонд изжил себя, нам нужен суперагент нового поколения, который бы совершал действительно немыслимые вещи, перестал бы бесконечно мотаться по девочкам и рекламировать половину мировых брэндов разом. Таким образом начинался новый проект продюсера Нила Моритца, который для него свинтил со своего же фильма по имени «Форсаж» разом чуть не половину команды — у режиссёрского пульта должен был стать доказавший свою преданность делу фаста и фуриоса Роб Коен, а агентом Три Икса заделался Вин Дизель, словно даже грим не менял.
Они и сняли. Всё бегало так же шустро, всё взрывалось ещё шибче, экшн и драйв, плюс Сэмьюел Джексон в бэкграунде. Проект вышел всем хорош, но не оправдал себя. Во-первых, он едва вышел в прибыль по итогам мирового проката. Во-вторых, новое как хорошо забытое старое — это, конечно, интересно, но ни Коена, ни Дизеля продолжение в том же духе как-то не устроило. Один под эгидой начала работы над своим новым техноэкшном «Стэлс» переместился на должность продюсера, второй загорелся «Хрониками Риддика». Пришлось срочно менять идеологию — у нас, мол, в сериях агенты каждый раз будут разные, и режиссёры тоже, и только агент Август Гиббонс будет живее всех живых.
Вот, новый поворот. Наколку на затылке в виде трёх иксов получает человек-клеймомент Айс Кьюб (по знакомству, хехе — ну не за актёрские же таланты), а режиссуру доверяют Ли «Убей себя, но не сейчас» Тамахори. Вот так, шли от противного, к нему и вернулись. Джеймс Бонд возвращается.
Если прибавить к этому путаницу с прокатными названиями (и «Три Икса в квадрате», и «Три Икса: Соединённый Штат», и «XXX: Новый уровень»), то вы получите представление о том уровне понимания происходящего, который имеется у зрителя, да и у создателей фильма к моменту его выхода на большой экран. И это ещё не считая полной тишины и мрака по поводу цифры окончательного бюджета (лимонов 120 с промоушеном, на маньшее даже не загадываем).
Впрочем, забегая вперёд, скажу, что всё в результате вышло не так плохо, как казалось. Начнём с мощных, изящно стилизованных титров. Нынче не слишком модно раскошеливаться на отвлечённую графику, тем более что зритель её вряд ли запомнит, а критик о ней вряд ли напишет. Но для экшн-триллера грамотная вступиловка — половина дела, под её соусом с разгона проскакивает треть фильма, не меньше. А там, глядишь, заканчиваются вступительные душеспасительные разговоры (муа плакал как ребёнок что над переводом, что над озвучкой), и наше чернокожее афроамериканское чудо уже совершает своё мощное движение торсом и убегает с дачи, аки тать в ночи.
Ради действия всё и затевалось, действием мы и ограничимся, потому что всё это поедание гамбургеров, все эти заговоры генералов против президентов и прочее любование подвижным составом уже очень и очень было, либо очень и очень дурно. Особенно занятны рассказы про «я вам сейчас расскажу, что значит жить в чёрном квартале» и прочие байки из склепа. Только Дашики выросла и стала торговать машинками за полмиллиона, а Лок-Дог стал эти тачки угонять с перековкой, а потому тоже зажил прилично и сменил причёску.
Но, повторюсь, не будем о грустном, коли главный герой — афронегритянец, без этого уже, видимо, не обойтись. Главное, чтобы — действие. А оно в фильме присутствует в массе и, слава аллаху, в этот момент с экрана не произносится никаких слов. Оператор и композитор зажигают на пару, а уж спецы по трюкам и пиротехнике шустрят вообще по-всякому, производя разрушения похлеще, чем любая натовская авиация. Каунтер-страйк по палубам авианосца на двух танках? Запросто! Взлёт на мост из положения «всплыть по рубку»? Легко! Ну, и прочие, менее феерические мероприятия.
В личном зачёте мистер Кьюб тоже выкидывает коленца, даже через посредство своей… массивной фигуры умудряясь довольно бодро двигаться в кадре, а также ловко вдарять ногой, хватая за всякое. Не то, чтобы принципиально лучше, чем в «Крутейшем моменте», но тут он по крайней мере не пытается на потеху публике совершать акробатические этюды, предпочитая просто и без затей кидаться в очередную пропасть с радостным криком «мама!»
В результате, во многом стараниями команды свирепых специалистов своего дела из числа тех, что не попадают в кадр, мы имеем вполне смотрибельное кино, местами веселящее до слёз, местами вполне захватывающее, хотя и не лишённое разных практически классических идиотизмов и занудств — смотреть не мешают, и ладно. Однако после таких «конкурентов» хочется уже нового Бонда, пусть продактплэйсит до упаду, нам не жалко. Разве что и правда, «Стэлс» прогремит, давненько технотриллеров не выходило. Но ведь он агенту 007 не конкурент. А вот будет ли обещанный «Третий Икс», поглядим на сборы второго.