См. также: более поздняя рецензия на «Гадких лебедей»
Борис Стругацкий, режиссёр Константин Лопушанский и продюсер Андрей Сигле
История, создатели, бюджет
Совместная российско-французская картина станет третьим фильмом петербургской киностудии «Proline Film», основанной в 2004 году известным музыкантом, кинокомпозитором и продюсером Андреем Сигле (первым проектом студии было «Солнце» Александра Сокурова). Режиссёром-постановщиком картины выступает Константин Лопушанский, продюсером и композитором — Андрей Сигле. Съемки фильма пройдут с 14 мая по 17 июля 2005 года в Петербурге и Кронштадте.
Бюджет картины составляет 2,5 миллиона долларов. Партнеры проекта в России Минкульт РФ, во Франции «Канал+», студия CDP и Катрин Дюссарт. Известно также, что поддержку проекту оказывает Михаил Горбачев, который сейчас серьезно занимается проблемами экологии. По словам Константина Лопушанского, Горбачев, а в его лице — Международный Зеленый Крест — официально взяли патронат над картиной.
Как рассказал Константин Лопушанский, идея снять «Гадких лебедей» пришла ему в голову довольно давно – около 15 лет назад. Удалось даже обсудить эту идею со Стругацкими, пока был жив Аркадий Натанович. Когда идея оформилась окончательно, Лопушанский и Сигле уже вместе пришли к Борису Стругацкому, который сначала отнесся скептически — уж очень незавидная судьба ждала все последние попытки экранизировать произведения братьев Стругацких — но вскоре понял, что всё серьезно и стал активно помогать. Приложил руку к написанию сценария и известный фантаст Вячеслав Рыбаков, ученик Стругацких. Режиссера-постановщика Константина Лопушанского, Бориса Стругацкого и продюсера-композитора Андрея Сигле связывает еще одна творческая работа – «Письма мертвого человека».
По словам Андрея Сигле впервые фильм планируется показать в 2006 году на одном из международных кинофестивалей (в Каннах или Берлине). Сразу после мировой премьеры, весной 2006 года фильм должен выйти в прокат.
Создатели фильма рассчитывают и на зарубежный прокат. Об этом позаботятся французские продюсеры фильма. «За рубежом существует огромный интерес к этому проекту, они ждут его с нетерпением. Темы, которые мы поднимаем, касаются не только нашей страны или нашего времени — они общечеловеческие» — прокомментировал Андрей Сигле.
Жанр и концепция
«Фантастика сейчас — одни из самых востребованных жанров в коммерческом смысле этого слова. Однако у фантастики в кино есть свои полюса. Понятно, что «Гадкие лебеди» — философская фантастика, но стилистика нашего времени диктует свои законы, отличные от тех, какими руководствовались режиссеры в 60-70-х годах. Это — акцент на экшен, на драматические конфликты, на агрессивный, клиповый монтаж. И потом, безусловно, есть вещи присущие мне и моему стилю, моим поискам в кино», — говорит Константин Лопушанский.
«Безусловно, это будет авторское кино. Константин Сергеевич другого просто не снимает. Он лидер во всем, сценарий написан им, вся философская нагрузка, которая ложится на авторский кинематограф, тут, конечно, будет. Но сама подача этого материала будет жанровой. Это будет очень смотрибельное, напряженное, динамичное кино. В этой картине главной вдохновляющей силой является режиссер. Это не продюсерское, а режиссерское кино» — поясняет продюсер Андрей Сигле.
Итак, «Гадкие лебеди» станут подлинно жанровым фильмом, нужным, интересным и понятным зрителю во всех странах мира. Зрелищность, научная фантастика, тайна и напряжение, сопровождающие события фильма, драматические личные судьбы героев, их любовные перипетии — все это позволяет, по словам создателей, снять увлекательный и динамичный фильм, решенный в жанре мистического детектива. В то же время это будет авторская картина Лопушанского с присущими ему особенностями киноязыка.
Сюжет и первоисточник
«Константин Сергеевич придумал уникальный финал, которого нет в книге, — поделился Андрей Сигле, — и мне кажется, он очень ярко, зримо раскрывает проблему картины. В городе N все время идет дождь, он затоплен водой и там появляются дети, которых в результате пытаются истребить, потому что они не такие как все. Недавно у нас с Константином Сергеевичем возник спор по поводу того, оставлять или не оставлять в живых главную героиню. Я настаиваю на том, чтобы он ее убил в конце, а он говорит, что надо все-таки быть милосердным. Но если быть последовательным, то, конечно, оставлять в живых нельзя никого из этих детишек. Как бы жестоко это не смотрелось. Все-таки это аллегория и наши персонажи нереальны, а главная задача состоит в том, чтобы поднять философию этой картины на высочайший уровень», — сказал Сигле.
По словам Лопушанского, по сравнению с первоисточником несколько смещены акценты, главной линией фильма становится история героя, писателя Банева, который едет спасать дочь. На первый план выходят темы отношений поколений, ответственности за будущее, и уже в широком смысле — ответственности перед природой, гибнущим миром. Авторы очень бережно относятся к тексту и находятся в постоянном контакте с Борисом Стругацким.
Время действия картины — недалекое будущее, «лет через 10», практически наше время. Это позволило избежать специальной разработки мира будущего, в котором происходит действие фильма.
Актёрский состав
Съемки будут происходить в России, частично в Средней Азии, частично во Франции. На главные роли предполагалось пригласить актеров из России и Западной Европы. Речь шла о главной женской роли — Дианы, европейской журналистки и ученого из комиссии при ООН. Бурный роман главного героя с Дианой является основной мелодраматической сюжетной линией фильма. А также о роли ученого Голембы (так будут звать книжного Голема в фильме) — второй по значимости мужской роли. Первоначально предполагалось, что эти роли могут сыграть молодая французская звезда Наташа Ренье и Бруно Ганс.
По последней информации роли в фильме исполнят Леонид Мозговой (Големба), Лаура Пицхелаури (Диана), Сергей Барковский (Комов), Ольга Самошина (Людмила) и Алексей Кортнев (Павел). Главного героя, писателя Виктора Банева сыграет канадский актёр Григорий Гладий, получивший эту роль после многочисленных проб.
Гладий был актером Киевского молодежного театра, затем работал в Литве у знаменитого Йонаса Вайткуса и в Москве у еще более знаменитого Анатолия Васильева. С 1990 года живет и работает в Канаде. «Гадкие лебеди» — любимый роман Стругацких. Гладий надеется, что встреча с творчеством Стругацких на экране окажется для него удачной.
В образе «мокрецов», загадочных существ из романа Стругацких предположительно снимутся актёры театра «Дерево» под руководством Антона Адасинского.
«Судьба свела меня с руководителем театра «Дерево» Антоном Адасинским, — рассказал режиссер. — Он прочел сценарий и зажегся идеей сняться в образе мокреца. Стал настолько фонтанировать идеями, что я понял, что никого не хочу снимать в этой роли, кроме него. Когда я познакомился с другими актерами его театра, возникала идея подключить «Дерево» к «Гадким лебедям» полным составом, чтобы помочь нам создать образы мокрецов во всем многообразии».
Язык
Важный вопрос — на каком языке будет сниматься фильм. Естественно, на русском, но диалоги Виктора с Голембой и, возможно, с Дианой, скорее всего, на английском. Кроме того, как видно из сюжета, в гостинице, где остановились практически все персонажи, образовалось типичное в таких случаях интернациональное сообщество журналистов, ученых, телевизионщиков, что предполагает часть диалогов этого сообщества также снимать на английском языке. Таким образом, языковое соотношение выглядит следующим образом: 70% на русском языке и 30% на английском.
Музыка
Андрей Сигле, профессиональный кинокомпозитор, который работал с Цоем, Бутусовым, Кинчевым, Курехиным, как музыкант поработал в «Игле» и «Собачьем сердце», «Посетителе музея» все того же Лопушанского (музыку для этого фильма писал Шнитке), как кинокомпозитор написал музыку для нескольких десятков фильмов и сериалов, уже создал музыкальную концепцию фильма.
Обычно запись музыки завершает производственный процесс, на этом проекте с нее решили начать. Авторам важно было задать нужную тональность для картины, чтобы потом строить на ней визуальные образы «Гадких лебедей». Роль музыкальных инструментов в этом случае играли звуковые скульптуры художника-авангардиста Юрия Календарова. Они представляют собой необычный сплав металлов со своеобразной перфорацией. Эти «скульптуры» в форме волны издают глубокий стереофонический звук, в грубом сравнении, схожий с ударами колокола в тот момент, когда ухо улавливает резонанс металла.
Изобразительное решение
По мнению авторов картины, Петербург и Кронштадт предоставляют почти весь необходимый изобразительный материал для съемок. Даже павильон не понадобится. У режиссёра Константина Лопушанского есть и собственный «концепт» для решения проблемы «тёмной» картины. Известно, что когда почти все события фильма происходят в тёмное время суток, результат, как правило, оказывается не утешительным. Недавно очень изящно вышел из подобного положения Роберт Родригес в своем «Городе грехов», но у Константина Лопушанского есть собственные наработки по этому вопросу.
Но главная интрига связана с участием в проекте известного художника Михаила Шемякина, с которым сейчас идут переговоры о форме его сотрудничества в этом проекте. Если диалог состоится, то это будет официальный дебют художника в кино. Работа с российским кино у Шемякина несколько раз срывалась. Американцы обходились с ним и вовсе по-пиратски. Михаил Шемякин, художник: «Галерейщики часто через мою голову продавали мои картины и скульптуры, как говорится, «сдавали в аренду», не поставив меня в известность. Такая серьезная работа, если она состоится, будет первой в моей жизни».
Пока же для дальнейшего сотрудничества есть все предпосылки. Шемякин — почитатель фантастики Стругацких, с большим уважением относится к творчеству Лопушанского и Сигле. Но при этом он очень занятой человек, а работа в кино требует каждодневного присутствия и рутинной работы. Поэтому сотрудничество на сегодняшний день предполагается, но его рамки создатели пока описать не могут.
В заключение добавим, что эта картина может стать исторической вехой в бурно меняющемся в последние годы характере российского кинопроизводства как первый изначально коммерческий, для массового зрителя фильм от режиссёра принципиально авторского, снимающего кино тонкое и философское. Редакция КиноКадра будет наблюдать за развитием проекта, щедрая подача информации со стороны производителей на первом этапе даёт надежду на регулярное освещение новостей проекта и в дальнейшем. Следите за анонсами.
По материалам страницы фильма на сайте компании Proline-film и издания Фонтанка.ру
1084 Прочтений • ["Гадкие лебеди" по роману братьев Стругацких] [16.09.2012] [Комментариев: 0]