Бэтмэн, это не просто комикс, это даже не просто кинокомикс. До некоторых пор существовало всего два семейства супергеройских «графических новелл», которые были возведены в ранг кинокульта. Один из них — «Супермен» — ведёт свою экранизационную историю с 60-го года прошлого века, в современный же киноэпос его привели фигура скончавшегося совсем недавно Кристофера Рива и соответственные планы реанимации франчайза. Более молодой «Человек-паук» и совсем ещё юная легенда «Города грехов» уж тем более меркнут как перед возрастом бэтманианы — её автор Боб Кэйн родился в 1915 году, умер в 1998, и успел при жизни поучаствовать в десятках кинопроектов по мотивам приключений Человека-летучей-мыши, самый первый из которых датирован 1943 годом, а последний — фанатская короткометражка «Бэтмэн: тупик» не только весьма наглядно продемонстрировала некоторую культурологическую изношенность темы летучих мышей, но и мощно пошутила по поводу современного состояния крупнейших американских кинофранчайзов вообще.
«Бэтмэн: начало», кадры
Нет, конечно, современная традиция возводит Бэтмэна не настолько глубоко в историю, а понимает его более узко — сводя к четырём экранизациям предыдущией голливудской эпохи: конца 80х — второй половины 90х, то есть двум фильмам мастера фильмов-фантазий Тима Бёртона и двум фильмам его сиквел-антагониста Джоела Шумахера. Легенда состоит в том, что Бёртон создал оригинальную концепцию бэтманианы именно как красочной сюрреалистической сказки, в которой Бэтмэн — скорее ось вращения, нежели, действительно, супергерой. Он сражается с врагами, но враги его столь колоритны и вызывающи, столь детализованны и гениальны, что вопрос не в том, кто сумеет раньше угодить в готамскую психолечебницу, а в том, как это будет проделано.
Шумахер, согласно той же легенде, извратил бёртоновскую концепцию, превратив стройное полотно в гей-парад уродов, сколь знаменитых актёрски, столь же убогих по результатам стрельб. Лично мне коренная, согласно такой трактовке, роль Шумахера в гноблении славных имён Бэтмэна и Робина, а также Человека-знака-вопроса представляется сомнительной. Во-первых, разложите по годам выхода показатели зрительской популярности (или сборов) всех четырёх фильмов — этот график составит вполне гладкую кривую. Тут дело не в злом гении халтурщика-Шумахера (он, конечно, не Бёртон, но вполне крепкий кинопроизводитель), и даже не в исполнителях главной роли (в маске-с-ушками не сильно поиграешь в Станиславского), дело в концепции. Она исчерпалась, что чётко осознавал Бёртон, уходя из проекта. Не спасли даже новомодные визуальные эффекты, которые в таком количестве, как в случае с Арни-Морозко и Умой-Плющём, Бёртон, несомненно, применять ещё не мог, годы не те. Компьютерный эффект важен как поддержка, а не как костяк концепции, сейчас это очевидно всем, в конце 90х это была мысль, свежая и оригинальная. И потому должно было пройти семь лет после завершения четвёртого проекта, чтобы были поняты причины провала сверхпопулярной некогда серии, и был принят план реанимации кинокомикса.
«Бэтмэн: начало», кадры
Идея оказалась проста, как никогда, и сложна, как никогда. Вернуться к началу, рассказать историю по-новому. Сломать прежнюю концепцию, построить принципиально новую, революционную для узкого клуба масштабных кинокомиксов. Ну, и сорвать банк, запустив новый цикл «с толчка».
Затея подобного рода уже проделывалась — в случае с «Терминатором 3» её можно назвать условно-неуспешной (проект ожил, 4-я часть непременно будет, сборы вполне хороши, а что рейтинг фильма по опросам вышел неказистым, ну так рейтинги и деньги как мерило успеха — суть вещи разные), а в случае с «Фредди против Джейсона» и «Чужим против Хищника» (метод в корне другой, но тоже метод) условно-успешной. Так что тем интереснее посмотреть, что же получилось у Кристофера Нолана и Дэвида Гойера — режиссёра запутанного триллера «Мементо», а тажкже выматывающей «Инсомнии», и сценариста экшн-комикса «Блэйд» (включая руганную-переруганную третью часть).
«Бэтмэн: начало», кадры
Для начала пару слов о самом жанре приквела. Как тут недавно показали господа Пол Шредер и Ренни Харлин (тоже несколько тавтологично взявшиеся за реанимацию «Екзорциста»), задача тут не из лёгких, если подходить к вопросу со всей серьёзностью, воссоздавать, так сказать, оригинальных персонажей с нуля, объясняя, откуда и куда есть пошла глория мунди. Но ведь и цель — не просто воссоздать, а создать новую концепцию!
Зрителя стали готовить задолго. Ролики фильма, выходящие в массе, живописали никак не классическое комикс-фэнтэзи. Мельтешение крыльев, динамичное действие, которое так и хотелось обозвать словом «экшн», и всё это разбавлено своеобразным героическим роуд-муви про то, как у парня погибли родители и он потом долго бродил по горам, пока не встретил клан ниндзя (ну, вы понимаете, в Гималаях), в котором ему научили делать ки-я с ноги и вообще грамотно становиться невидимым, а также искусству терпения и стилю «летучей мыши». Так было в роликах.
«Бэтмэн: начало», кадры
Смотрелась концепция занятно, бодро и по-хорошему оригинально. Брутальный герой «с прошлым», в значительной степени очеловеченный (в дилогии Бёртона он вообще был, практически, фигурой умолчания), осовремененная технологическая база (приквел, более технологизированный, чем оригинал… ну, ладно, допустим), старый добрый Майкл Кейн ака Альфред Пенниворт в традиционной роли всепонимающего старика-привратника Бэрримора, Морган Фриман в роли престарелого технического гения и снова всепонимающего старика (привет «Блэйду», его тоже убьют?). Ну, и юмор, специфический автоюмор, с некоторых пор проявляющийся в той или иной степени буквально в каждом из приходящих на ум кинокомиксов первой величины — «даз ит кам ин блэк», «вас долго не было» и «он здесь... кто?.. Бэт-мэн!» На уровне мировых стандартов, как говорится.
Заявка в целом сильная, но не лишающая желания задавать каверзные вопросы. Может получиться, а может не получиться. Смотря на то, как посмотреть. Слишком многое зависело от конкретного исполнения. Кич или шедевр, дьявол традиционно кроется в деталях. Каждый для себя решает это непосредственно в кинозале, в процессе просмотра.