Спилберг — очень многоплановый режиссёр, он редко повторяется, а уж если снимет фильм по мотивам былых свершений, так постарается нагородить там такого, что диву даёшься от списка жанровых отсылок. «Война миров» с первых роликов по всему выходила таким же сложносочинённым киноопусом — тут вам и семейная драма, и триллер, и фантастический техноэкшен, и местами просто фильм ужасов. Всё это, несомненно, любой желающий может высмотреть и в кинозале, а уж совсем дотошный зритель прибавит сюда ещё и своих узнаваемых стилистик — фильм-катастрофа тут перемежается с «погодным блокбастером», а своеобразная роуд-муви постепенно выходит на краешек подёрнутых ряской болот вампирских саг и зомбёвых трэшаков. Ну, и, конечно же, не забудет Спилберг и о пройденном — есть даже в мрачных этих инопланетянах что-то от E.T.
«Война миров», кадры
И вся эта не то разнообразная, не то уже и разномастная фактура традиционно сплетена Спилбергом в плавно текущий по любым ухабам сюжета поток вполне органичного действа, в котором хватает всякого и помногу — и криков ужаса, и разговоров шёпотом, и огнедышащего катастрофостроения, и простого житейского смертоубийства.
В процессе нарезания и перемешивания этого фирменного салата выдерживается то патентованное спилберговское чутьё чаяний зрителя, которое и составляет костяк его успеха как коммерческого режиссёра. И звёздная парочка Фэннинг-Круз, и гестстар-приправа в виде Миранды Отто и Тима Роббинса работают на традиционно широчайший круг зрителя, на то фильму и такой бюджет, на то фильму такая шумиха.
«Война миров», кадры
На то восстают из подземного заточения боевые треножники, на то и взмахивают тепловыми лучами, на то идут крушить земную машинерию и самоё людишек. На то играет классическая симфоническая оркестровка Уильямса (нынче — без запоминающихся мотивов, зато традиционно серьёзная подходом), на то старается один из лучших монтажёров Голливуда, старинный друг Спилберга Майкл Кан, на то лезет из кожи вон могучий талантище оператор Януш Камински. Ну, и режиссура.
Спилберг для многих является эталоном лавирования между чисто коммерческим предприятием и сугубо авторской работой. Взять того же Круза, по ставнению с другим любимым актёром Спилберга Томом Хэнксом он, честно признаемся, очень часто играет мебель, разве что его главный конёк — энергичный бег с препятствиями (см. хотя бы «Соучастник») — ему удаётся очень даже, но ведь в руках настоящего режиссёра с концепцией и волей к победе мы наблюдаем совсем другую картину. Круз оживает, от него уже хочется видеть и разумность, и эмоциональность, и возвышенное такое безумие загнанного в угол зверя. Та же Дакота Фэннинг, хоть и напрашивается уже на обвинения в наигранности и, что называется, «звезданутости», играет очень даже — и трогательно, и где надо агрессивно, и где надо театрально. Без режиссёра такое невозможно в принципе.
«Война миров», кадры
Да и вся эта гора спецэффектов, компьютерных картинок и прочего экшна — всего лишь такой конструктор для голливудских воротил, сделать из них чего приятного глазу может не каждый. Вот Спилберг — может, что постоянно нам и доказывает.
Так что же, выходит, явленная нам «Война миров» — кино идеальное, разъяснений не требующее, нужно только прийти на сеанс, и каждый получит то удовольствие, на которое рассчитывал? Увы, нет.
Да, кино визуально и стилистически выверенное, когда триллер выходит если и с примесью Шьямалана, то исключительно в целях улучшения вкусовых качеств. Да, кино очень красивое и в массе новаторское визуально, когда спецэффекты уже не впериваются зрителю в сетчатку, а демонстрируются как бы издали, как бы нехотя, как бы мельком (вот последнее ещё по роликам было видно). Да, история бродящей по безумному морю огня и крови пополам с ужасом незадачливой семейки трогает и буквально заставляет сопереживать. Но.
«Война миров», кадры
В фильме есть одно жирное «но», которое сильно попортит просмотр не только любительствующим кино-пуристам, но людям вполне вменяемым. Это «но» относится к сценарию. Сценарий, увы, ужасен. Начиная с закадровых выступлений «рассказчика» (таки у нас инопланетяне бесчувственные или злобные?) до рассуждений о «миллионах лет» и квестовых бродилок пошиба «залезли в подвал, сцена в подвале, вылезли из подвала, пошли дальше». Ни логики, ни смысла в повествовании нет. Из каменного подвала, где галерными рабами сидят, видимо, господа сценаристы (из двоих лишь мистер Коепп может похвастаться приличным количеством проектов, да и те, мягко говоря, ценны никак не благодаря сценарию) доносится до нас жалобный стон, который у них песней зовётся. Как ни старался Спилберг, не смог он сгладить всех бредней сценария.
«Война миров», кадры
Ну, как же, инопланетяне, ползающие по подвалам. Показательное выступление Тима Роббинса — жалкая, повисающая в воздухе пародия на аналогичный монолог персонажа Уэллса. Кровь как удобрение — оч-чень оригинально. Вес-сьма. Круз — мегакрановщик. Продолжать можно долго. Отчего дотошный Спилберг так откровенно выпустил из-под своего контроля сценарий — непонятно совершенно.
Хотя, с другой стороны, те вещи, которые он бы вполне ещё мог подправить в ходе монтажа (чик — и ты уже на небесах), или другими изуверскими методами современной коммерческой режиссуры, в некоторых случаях так и остались торчащими наружу.
Одни момент — напомню — есть же ещё Уэллс. Я никогда не ратовал за дотошное следование первоисточнику, тем более что от него тут мало что осталось. Но вот перенесли действие в современность. Зачем-то это было сделано? Ну не для того же, чтобы папашка так ни разу дурному сынуле так и не врезал по наглой морде (детей бить нехорошо), и не для того, чтобы сделать Круза крановщиком, и не для того, чтобы поездка через весь этот бедлам осуществлялась на «таком безопасном автомобиле» (так в фильме), и не для того, чтобы у Круза были с собой гранаты (можно и динамиту подложить, а что).
«Война миров», кадры
Так для чего? Ради разломанного пассажирского авиалайнера (что-то слабовато он упал), или, может, ради одного-единственого «Абрамса» (ну, ладно, их было два) на фоне бесконечных «Хаммеров» с пулемётами да парочки вертолётов «Апач». Где тактическое бомбометание? Где ковровые бомбардировки? Где хвалёные «стелсы» и прочая авианесущая плавтехника с самыми умными на свете сверхмощными бомбами? Нету. Можете считать это за спойлер, но всего этого там нету.
А что есть? См. выше. Да, треножники не падают сверху, а выбираются из-под земли. Да, инопланетяне (о том, что они с марса, знает только пафосный голос за кадром, несущий, честно говоря, ахинею, что в оригинале, что в переводе), так вот, инопланетяне отчего-то жутко кровожадны (в обоих смыслах, хаха, это я щас так пошутил), им не лень тратить залп луча на тщедушного человечка у себя под ногами. Но на этом оригинальности повествования заканчиваются. Непонятна идея, вложенная в сценарий. Снять фильм про семейные ценности? Ну, так их и без того хватает.
Круз и Сприлберг, фото
А так выходит что как начало было мягко говоря провисающим (пока не началось, да), так и конец у истории столь же скомкан и несерьёзен (в девятнадцатом веке он бы прокатил, ей-богу, но для фильма «здесь и сейчас», мда). Пока о фильме складывается мнение, что «вырезать первые десять минут, последние десять минут и пятнадцать минут в середине — он от этого только выиграет».
Вообще же, конечно, тут много от личного вкуса, для окончательного вердикта полезно бы дождаться хотя бы итогов первого уикенда, что там у фильма будет со сборами. Пока же вроде бы понятно — фильм хороший, но с удивительными для Спилберга проколами в самом главном — в сюжете, в истории. Насколько же фильм хорош — покажет время. Но покуда, весьма вероятна для него, увы, судьба «летнего блокбастера» — один раз сходили все, второй раз уже почти никто не пошёл.