Так уж получилось, что волею продюсеров, промоутеров и разлюбезных наших кинопрокатчиков художественный блокбастер «Остров» как бы не просто выходит в прокат, и мы идём его посмотреть, а всё это — с некоторой подоплёкой. Не фильм, а загадка с трудной судьбой. Сначала продюсеры выделили на картину ажно 122 миллиона долларов бюджета, на всех углах и во всех интервью расхваливая уникальную команду, которая работает над фильмом. Потом промоутеры запустили свою скрипучую пиар-машину, выдавая на-гора ролик за роликом, постер за постером, слоган за слоганом. А затем и наши бонзы отодвинули выход фильма с июля на август, в самое отпускное затишье.
«Остров», кадры
В результате мы имеем — одни перехвалили проект настолько, что возможное не собирание им по выходе рекордной суммы за стартовый уикенд можно было уже почитать за оскорбление, при этом сценарий в лучших традициях жанра был доверен непонятной троице горе-пейсателей, верно, лучший способ оправдать все заранее розданные похвальбы. Вторые проспойлерили ещё не вышедшее кино настолько, что буквально каждый ударный эпизод, каждый энергичный кадр, каждый поворот сюжета был известен наизусть завсегдатаю любого кинотеатра даже у нас в стране, что уж говорить про забугорье.
Промоутеры постарались также в том, что они умудрились дважды за время рекламной кампании на 180 градусов развернуть позиционирование проекта — с киберпанк-элегии в сторону футуристического чуть не детектива и обратно в сторону фантастического экшн-боевика. Это ж надо было догадаться вслед за замечательным первым тизером и некоторым количеством его более хронометражных клонов выпустить в свет несколько вполне отвратительных братьев-сестёр, которые с наложенным поверх отечественным дубляжом не спасала даже ставшая уже знаменитой композиция «Lucius Dei».
«Остров», кадры
Ну, а волею прокатчика мы успели задолго перед стартом фильма у нас вдоволь насладиться новостями о жутком, чудовищном провале «Острова» в американском прокате (знаменитая формула «даёшь 10% от бюджета в стартовый уикенд» при норме разок эдак в пять больше), а также волной последовавшей аналитики по поводу того, почему сие случилось. Потому, прежде чем говорить о самом фильме, всё-таки скажу и на этот счёт пару слов.
Дело тут не в недостаточной «интеллектуальности» (в те же недели лидировали себе глупейшие комедии, да и какой там интеллект в боевиках…), не в недостаточной «фантастичности» (первая половина фильма по этой части — весьма и весьма), не в недостаточной зрелищности (Майкл Бэй — матёрый профессионал, каких мало, и это он очередной раз доказал, см. ниже), не даже в пресловутом роке, который висит на «фильмах про клонов» и вообще ближайшее будущее — они-де регулярно проваливаются. Дело прежде всего в неумном промоушене, таково по факту просмотра моё мнение. В действительности, фильм имеет все показатели, чтобы сорвать банк.
«Остров», кадры
Прежде всего — команда собралась действительно могучая. Где ещё вы найдёте проект, в котором на главных ролях задействованы люди, на чей счёт можно записать огромную долю успеха таких фильмов как: «Звонок», «Особое мнение», «Люди в чёрном», «Армагеддон», «Искусственный интеллект», «Гладиатор», «Хроники Риддика», «Маска Зорро», «Человек-паук», «Скорость», «Ужас Амитивилля», «Гнев», «Умри, но не сейчас», «Три икса», «Соучастник», «Блэйд», «Лемони Сникет: 33 несчастья», «Джуманджи», «Перл Харбор» и ещё трёх десятков названий.
И эти люди (это я сейчас не об актёрах с режиссёром говорю) действительно выкладываются в фильме на все сто процентов своих немалых талантов. Они победили сценарий, они вдохнули невероятно яркую жизнь в надуманный мир, превратили его в пиршество дизайна и, впоследствии, действия.
«Остров», кадры
Арт-дирекция выстраивает в павильонах футуристические катакомбы, где прячутся от опасностей внешней среды выжившие в глобальной экологической катастрофе люди — и в этом мире каждый штрих, каждый элемент одежды, каждый нарочитый штуцер или металлическая пуповина, ведущая к мешкам «изделий», даже садистический пистолет, которым завалили мистера Джаггернаута, всё слеплено воедино настолько красиво и гладко, как не всегда получается у стопроцентных футуристических драм вроде «Гаттаки». А уж коллекция реальных прототипов автомобилей будущего, собранная в кадре, разве это не достойный подход?
Оператор словно породнился с монтажёрами, и славная эта бригада устраивает на экране такой экшн по любому малейшему поводу, что только хватаешься за подлокотники кресла. Каждая пробежка Линкольна по коридорам лаборатории — как ураган, а уж когда действо выходит на оперативный простор — тут (не см. спойлеры в отрывках и роликах — на экране всё гораздо мощнее) каждая железнодорожная колёсная пара свистит буквально у тебя над ухом.
«Остров», кадры
Обидно, правда, что то ли в оригинале плёнка подкачала, то ли наши киноделы копии разбавленным проявителем жалуют, но местами эта рябь по экрану изрядно мешала наслаждаться картинкой. Кстати, в противовес этой недостаточной глянцевости картинки занятно весь фильм смешила отфотошопленная вусмерть рожица мисс Йоханссон.
Не забудем про могучую кучку кинокомпозиторов молодых да ранних, которые, взяв в руки партитуры и бразды, мощным движением дирижёрской палочки так разрулили звукоряд, что саундтрек фильма ещё до его выхода у нас прочно засел в планы очередного обзора лучшей музыки из фильмов этого сезона. Нынче же оно как делается — тяп-ляп, низкие уханья в провисающих моментах и высокие хаотичные зарубы в энергичных. Не таков триллер-композитор Стив Яблонский и его коллеги по части «аддишонал мьюзик» — красота и всё тут. Хотя как раз «тот самый музон», как его прозвали у нас на форуме, в фильме так и не прозвучал. Не сговорились, что ли, хотя весь саундтрек выдержан в весьма похожей манере, хотя и без латинских речитативов.
«Остров», кадры
А что же режиссёр, что актёры? Что, в конце концов, со сценарием и с больной темой озвучки (про перевод уж молчу)? Обо всём — по порядку.
Что касается режиссуры фильма вообще и работы с актёрами в частности, Майкл Бэй никогда не строил из себя вольного каменщика и воспалённого художника, реноме клипмейкера накладывает на деловитость подхода свой отпечаток — есть задача, надо её решить имеющимися средствами максимально легко и чётко. Нужно актёру играть мебель? Будет играть так, что гамбсовские стулья позавидуют. Требуется на площадке создать машину разрушения? Легко, особливо тут оказывает вспомоществование давний приятель Бэя Кенни Бейтс. Эх, какие брызги летят во все стороны из очередного раскуроченного в хлам автомобиля! Нужно актёрам сыграть лицом, устроить зрителю саспенс с теншоном, пуститься в пляс на потеху публике? Да запросто. Никаких проблем.
«Остров», кадры
В итоге — Эван Макгрегор бегает как угорелый по экрану, Скарлетт Йоханссон согласно сценарию изображает героиню с развитием пятнадцатилетнего подростка, у Шона Бина аж скулы сводит в традиционной роли циничного, но умного негодяя, Джимон Хонсу сначала стреляет, потом думает, а по дороге жутко напряжённо потеет, а Стив Бушеми играет скромную, но традиционно симпатичную роль «смешного приятеля», который заодно рассказывает, как всё есть на самом деле.
Классический расклад, скажете вы? Так, да не так, потому что на то и режиссёр даден, чтобы связывать воедино старые шутки с новыми обстоятельствами. В итоге фильм вовсе не состоит, как нонче заведено, из кусочков паззла, а предстаёт вполне целиково, то есть и триллер, и боевик, и футуристическая драма, и киберпанк вполне себе весёленько уживаются в одном сюжетном русле. Спасибо режиссёру.
«Остров», кадры
Что же касается дубляжа — он не раздражает, большего от него требовать нынче сложно. Редкая птица может похвастаться хотя бы этим качеством. Перевод, в тех местах, где оригинальный текст известен по роликам, не грешит отсебятиной, насладиться же оригинальным текстом можно будет по выходе фильма в DVD-формате.
Что? Вопрос из заднего ряда? Сценарий? О, сценарий, это отдельная тема. О ней мы поговорим уже буквально в это воскресенье, когда выйдет второй опус авторов КиноКадра в жанре «Упрощённого сценария». Следите за нашими анонсами!