Ваш покорный слуга очень любит в своих статьях теоретизировать о судьбах жанра классического хоррора, что делается правильно, что неправильно, куда катимся и проч. Простим мне эту маленькую слабость, у каждого — своё хобби, у меня вот такое. Однако несмотря на всеславные и обругательные словеса, вывод из моих теоретизирований всегда один — если искать свои пути, не играя в заезженную пластинку, по-честному разрабатывать тему и проявлять при этом должную толику таланта и простого воображения, то такой проект всегда будет интересен зрителю и в прокате не провалится. Традиционный рецепт хорошего кино, будь то хоррор, мистический триллер или же романтическая гламурнинькоя комедь про блондинку в законе.
«Ключ от всех дверей», кадры
Когда зритель приходит в кинозал, даже если он и не следит за новыми веяниями в блокбастеростроении, не знает, какие саундтреки в этом году лучшие, и что обязан вытворять на съёмочной площадке уважающий себя оператор, он всё равно почувствует, что съёмочная группа на площадке не халявила, отрабатывая гонорар, а работала изо всех сил, и непременно это оценит.
Хороший пример честной работы представлен нам в жанре мистического триллера на этой неделе: «Ключ от всех дверей» Йена Софтли хоть и погрешил несколько против истины, представляясь в промо-ролике скорее эдаким «американским хоррором» в стиле Уэса Крейвена сотоварищи, что у понимающей публики могло вызвать изрядную долю расстройства, с первых кадров заставляет переместиться из области традиционного нынче фанатского ворчания в область спокойного внимания к тому, что происходит на экране.
«Ключ от всех дверей», кадры
А на экране происходит небывалое в жанре — нам представляют героиню, со своей историей, характером, профессией, привязанностями, знакомствами, страхами и историей. И при этом героиня — не студентка безымянного колледжа без малейших признаков мозга в голове, ни взбалмошная мать семейства, подыскивающая для него новый домик подешевле в райончике помрачнее. Героиню зовут полным именем — Кэролайн — и уважают за любовь к беспомощным старикам. Что-то у неё там было, в прошлом, и теперь она не может спокойно смотреть, как старики один за другим уходят в другой мир.
И вот, старый дом, два старика, симпатичный участливый адвокат, странная история с инсультом и втройне странный ключ почти от всех дверей.
Вообще весь фильм развивается вроде бы по канонам, но не совсем, с нюансами, деталями и ракурсами. Режиссёру хватает желания показать все эти болота дельты Миссисипи, все эти умирающие бывшие рабские посёлки, заброшенные бензоколонки, мёртвые куриные головы и старые грампластинки.
Два момента помимо основной линии хоррор-повествования невероятно радуют глаз и уши весь хронометраж.
«Ключ от всех дверей», кадры
Во-первых, это невероятно тонко воссозданная атмосфера такой унылой, беспросветной глуши, в которой последним источником жизни является проходящая автотрасса, да и та — лишь напоминание, что где-то есть жизнь, каменные дома, скорая помощь и вообще хоть что-то яркое, свежее, новое. А на экране — словно покрытые паутиной деревья, старые таблички «частная собственность», облупившаяся краска и местный вуду-клуб, замаскированный под банно-прачечный трест.
А во-вторых, это музыка — такое рабовладельческое эхо пополам с вполне романтическим кантри, что может быть более странным в жанре, который в последнее время дальше металлических зарубов забирается ой как редко. А тут — такое богатство звука в сочетании с таким вполне народным, природным мистицизмом, что просто диву даёшься, насколько режиссёр болел за своё детище.
«Ключ от всех дверей», кадры
Ведь оно как делается? Темнота, в темноте резкое движение за спиной, вскрик, сопровождаемый громким звуком. Вот и весь хоррор. В «Ключе» мы, конечно, разок такое увидим, но этим арсенал авторов фильма далеко не исчерпывается.
Постепенно фильм из традиционного мистического триллера перемещается в плоскость своеобразного мистического детектива, когда факты один к одному укладываются в мозаику, и зритель вместе с героиней гадает — что это за дедушка, что это за бабушка и зачем в доме эти старые фотографии. А также почему и кто боится зеркал.
«Ключ от всех дверей», кадры
И самое забавное, что убийцей хоть и становится садовник, но делает это он настолько занятно и по-детективному изобретательно и вкусно, что остаётся только похлопать.
Нет, конечно некоторые визуальные приёмы смотрятся достаточно старомодно, а концовка могла быть более акцентированной — всё-таки культовый сериал «Байки из склепа» научил — самый жуткий эффект в таких историях достигается одним размашистым и ярким кадром перед затемнением, как крышка гроба заколачивается. Но в остальном — крепкая, серьёзная работа, со знанием дела, с любовью к жанру, с уважением к зрителю.
Потому и сборы фильма не вызывают никаких особых тревог — окупится даже несмотря на приличный бюджет в сорок три миллиона, а участникам проекта за него не будет стыдно. Впрочем, критик тоже — всегда найдёт, к чему бы придраться.
До встречи в кино.
962 Прочтений • [Ключ от всех дверей: Осиновый ключик] [16.09.2012] [Комментариев: 0]