Нет, всё-таки в жизни каждого классика наступает момент, когда хочется сказать что-то не просто новое, но принципиально новое. Так, чтобы не в бровь, а в глаз. И лучший способ это сделать — сказать что-то в непривычном амплуа, в новом жанре, в иной форме. В случае Уэса Крейвена этот момент, видимо, наступил после выхода развесёлой укомеди по имени «Оборотни». Кризис классического американского ужастика достиг одного из своих столпов, такое кино нам не нужно, решил мистер Крейвен и навострил лыжи в сторону малобюджетного, но в некотором смысле новаторского фильма «Ночной рейс».
В первую очередь это — не ужастик про ночные кошмары и не зарисовка про фрика в маске, и тем более не чёрный молодёжный юмор. Это триллер. Настоящий триллер, когда два человека становятся нос к носу и разыгрывают такую партию, что между ними начинает проскакивать искра напряжения.
Перед вами — та самая, восхитительно камерная история, рассказанная нам в трейлере. Деловая барышня бежит на самолёт, но вылет откладывается, в аэропорту она знакомится с милым гражданином, очень приятным в обхождении, почти читающим её мысли, и когда вылет всё-таки объявляют — о, чудо! — сладкая парочка оказывается в соседних креслах.
Вот в этом самом месте и начинается триллер — молчел оказывается не таким милым, каким казался, и теперь на карту поставлено всё, и это всё зависит от того, как героиня сможет справиться с ситуацией.
Тут важно отметить два момента. Первый — это сама героиня. Нет, конечно, бывают фильмы, в которых финальный героизм персонажей хоть сколько-то оправдан, но с такой тщательностью характер и побуждающие мотивы этого героизма не расписывал, кажется, никто. Ну, и противостоит ей весьма нетривиальный персонаж — Киллиан Мёрфи сколь обаятелен в одних сценах, столь же до омерзения противен в других. Настоящий маньяк. Могучий. Жёсткий, как моток колючей проволоки.
И вот, двое: она — гиперответственный менеджер отеля и он — ужасный киллер-маньяк — начинают свои игры. Немножко психологии, немного детектива, немного классических самолётных образов вроде сцен общения со стюардессами и «секса в туалете» — вот, получите самую напряжённую камерную сцену этого года. Браво. Эту часть фильма, право, уже сейчас стоит занести в анналы мировой классики. Да и всё, что этому предшествует, тоже очень, очень сильно, на уровне.
Эх, если бы фильм заканчивался на всём этом великолепии — тщательно развешанные по стенам ружья, стреляющие точно в цель, театральные изыски в микроскопических сценах, выверенный хронометраж, динамичная развязка…
А вот потом начинается нечто странное. Кто видел «Фривей» с Кифером Сазерлендом и Риз Уизерспун, меня поймут. Начиная с определённого момента «Ночной рейс» превращается в эдакий повтор известной реминисценции на тему Серого волка (Джексон Риппнер, ага) и Красной Шапочки. Тут вам и расчленёнка, тут вам и специфический экшн, и даже финал с бабушкой-папочкой.
Нет, это всё неплохо, динамично, даже где-то красиво, только зачем-то приплетена террористическая тема. Но если во «Фривее» было полно юмора и весь этот шарлеперровский трэш был уместен и гармоничен, то по сравнению с уровнем, достигнутом в теме «небо, самолёт, девушка… и маньяк», это как-то всё не то.
То есть, Уэс Крейвен постарался выжать из этой части сценария всё, что мог. Только он — не Майкл Бэй, и потому внушает не очень.
В итоге получаем лучший триллер года, предваряемый неплохой мелодрамой, плавно погружаемой в ужас летящего высоко в небесах гроба. Ну, а напоследок фильм превращается… превращается… превращается в тривиальный боевик со слегка юмористическим финалом. Остаётся надеяться, что мистер Крейвен не бросит проводить опыты по потрошению человеческих душ в ритме триллера, а сценарий ему в следующий раз попадётся более подходящий.