Нет, что вы ни говорите, но я давно предупреждал — такой термин как «патриотическое кино», однажды родившись, ещё покажет себя во всей своей грандиозной красе. В принципе, для любого фильма подобные ярлыки — всегда не более чем костыль под шатким основанием художественного замысла и его реализации. Это как «основано на реальных событиях» — прочитал такое в титрах, жди беды, на экране резко повышается шанс увидеть откровенную лажу под маркой «объективной реальности, данной нам в ощущениях», мол, не виноватая я, оно так и было, да-да, на самом деле. Предполагаемый для «патриотического кино» зритель непременно оказывается не только готовым скушать под такой обёрткой любую откровенную халтуру, но и просто неспособным к критическому анализу — не понравилось кино, так может ты Родину не любишь?!
В таком крепко заваренном соусе могут плавать любые ингредиенты, на фоне общего заявленного «патриотизма» их не раскусить, не распробовать. А есть ли они на самом деле? А съедобны ли они? А счётчиком Гейгера проверялись?
В том, что однажды под маркой модного нынче посконно-самоварного псевдопратиотизма вылезет на свет божий какое-нибудь ужасное страшилище, я лично не сомневался ни единой минуты. Вопрос был только в наличии тривиальной совести у очередного блокбастеростроителя. И вот. Свершилось. На экраны вышло кино «Зеркальные войны», которое любить даже в виде кинокомедии у меня не поднимается ни единая часть тела, а за марку «поцреотизма» и кроме меня уже имеется немало желающих нанести его создателям тяжкие телесные повреждения с занесением. Отчего так? Ну, смотревшие фильм, скорее всего, в каких-то разъяснениях не нуждаются, потому постараюсь предостеречь только собирающихся на этот весьма изощрённый вид экзекуции — смотреть, как смешивается с весьма непотребным веществом чуть не единственная ненадуманная гордость современной России — её военное авиастроение.
Посему — заранее прошу меня простить за возможные грубые выражения, а также за множественные спойлеры, которые последуют в дальнейшем тексте, поверьте, впечатление от этого фильма не в состоянии испортить ни единый спойлер. Его вообще ничего не может испортить. Когда он упал на самое дно, снизу постучали.
Чего только нам не обещал ролик фильма, но ещё больше наобещал синопсис с официального сайта. Сверхсовременные самолёты, государственные тайны, международную террористическую угрозу, стрельбу по живым мишеням, простую солдатскую любовь, живописание будней лётчиков-истребителей, нападение на самолёт президента США, воздушный бой наших «Сушек» с ихними летающими машинами, дозаправка в воздухе с ракетной атакой нашего танкера с земли, посадка боевого истребителя на заброшенную полосу в Подмосковье без тормозных парашютов, выход из пике после отказа одного из двигателей опытной машины, пилотирование боевого истребителя с открытой кабиной, а также целый захватывающий детектив вокруг участия СУ-XX «Саблезубый» на МАКСе, с привлечением иностранных спецслужб, отечественных фсбшников, напряжённым расследованием, погонями, стрельбой по свидетелям, а также одним скромным международным конфликтом в районе Таджикистана.
И вы знаете, всё это в фильме действительно присутствует. Но — в таком виде, что лучше бы этого всего не было.
Начнём, с вашего позволения, с нелетающей части пейзажа. Не знаю, на какой там международный прокат рассчитывали создатели картины в лице продюсера Капанца, но в самом патриотическом из последних и самом последнем из патриотических российских фильмов все персонажи всю дорогу разговаривают по-английски. Для того, чтобы понять это, не нужно быть ясновидящим или мастерски читать по губам, достаточно немного знать означенный язык и попытаться на лету перевести любую фразу хотя бы отечественных службистов, одного из которых (о, чудо!) как раз играет означенный Олег Капанец. Перевели? А теперь произнесите про себя то, что вы перевели. Удивительное рядом, чудеса озвучки поражают — рот господина хорошего открывается как раз в такт немудрящему подстрочнику.
Я уж молчу про то, что когда локализаторы не попадают в такт произносимому тем же Джонни Деппом — на киноманских форумах поднимается буря, а когда в отечественном кино отечественные актёры не попадают в такт собственным англоязычным фразам — это, видимо, повод порадоваться и прочувствовать в себе настоящий патриотизм.
Да и, простите, то, что они говорят, лучше бы они не говорили. Кто на ком стоял, кто кого в какую китайскую тюрьму засаживал, кто через какую румынскую границу ходил, и кто в кого по таёжным заимкам из снайперской винтовки по полтора часа целился, и, самое главное, к чему это и зачем — это к сценаристу (снова-здорово — Олегу Капанцу!), среднему зрителю этого не понять никогда.
А что вы скажете об этом мегадетективе, когда из четырёх пилотов сверхсекретного истребителям пятого поколения двоих последовательно убивают, третий откровенно начинает уходить от слежки людей «конторы», а четвёртый — просто в запой. Причём всю дорогу рядом с секретным военным аэродромом находится непонятная группа «зелёных» американцев с мрачными лицами и ноутбуками со спутниковой связью, при чём одна барышня из числа этих американцев застенчиво сначала имеет с одним из двух выживших пилотов скромный группенсекс в палатке под дождём, после чего пробирается через оцепление в комнату отдыха пилотов, где «нечаянно» начинает палить почём зря из пронесённого в… не скажу где пронесённого пистолета.
Вы следите за руками? Это детектив такой, да. Агата Кристи, реинкарнация, не иначе.
Это что касается сюжета. Весь его описывать нет никакого смысла, потому что этот цирк с уссурийскими тиграми продолжается в фильме от начала до конца с перерывом только на занудные «локализованные» диалоги и, совсем немножко, на искомые полёты во сне и наяву. О полётах я ещё скажу отдельно, а пока хочется немного пройтись по актёрам и их персонажам.
Помните такой фильм «ТАСС уполномочен заявить»? Ну, так вот, этот фильм, в котором, что забавно, играл тот же Ивар Калныньш, выглядит на фоне «Зеркальных войн» просто шедевром железной логики, холодного ума и чистых рук, а актёрам-участникам впору давать медаль за служение мастерству достоверности. Ну, и уж триллер там был побогаче капанцовских метаний из пустого в порожнее. Лётчик-испытатель, бухающий горькую под рефрен «я уйду, я не уйду», снайпер, смиренно дожидающийся, когда же закончится этот пафосный диалог на лётном поле, дабы признавшаяся в братской любви героиня уже померла бы на руках у героя. Соответственно уровень игры большинства актёров ни на йоту не покидает отведённого им убожеством по имени «сценарий» поля. О, эта мимика, эта пластика, эти залихватские речитативы про «это же труд сотен людей!» — атас, скажу я вам. И отдельных бурных аплодисментов на этом грандиозном фоне заслуживают, конечно же, два бравых разведчика, которые и в атаку идут, не оставив ни единого стрелка-радиста на борту вертолёта, и допрашивают подозреваемых в том стиле, который мы все замечательно помним по фильму «Красная жара» с Железным Арни в главной роли: «Какие ваши доказательства?!»
Такие. Представьте себе самое кондовое американское кино с «русскимим ваньями» в качестве гест-стар и, заодно, массовки на расстрел — ну там, что-нибудь с Пирсом Броснаном или Стивеном Сигалом. Такое, знаете, кино, где агенты «кей-джи-би» в свободное от репрессий время в ватниках и ушанках играют у себя в izba в шашки, не забывая закусывать vodka гранёным стаканом. Представили? Ну, так вот. Такое кино нынче научились сымать и у нас in snowy Russia. И научился его сымать тот самый герой дня, Олег Капанец. Поздравляем.
Единственными, кто действительно играет в кадре хотя бы мебель, на удивление, оказываются специально приглашённые гости праздника — Малкольм Макдауэлл, Арманд Ассанте и Рутгер Хауэр. Вместо того чтобы по-тихому отработать свой небольшой гонорар и тихо отвалить от позора подальше, все трое удивительно достоверно играют, им — веришь. Знаете, в фильме есть кадр, когда американский разведчик бегает по лётному полю МАКСа и орёт на наших красавцев: «Какие вам ещё доказательства! У вас самолёт, блядь, угнали!» И действительно, какие ваши доказательства, как и было сказано.
Впрочем, эти редкие варяжские лучики надежды немедленно растворяются в мутном потоке вялого, ужасающе бездарного бреда, который заполняет экран всё остальное время. Хоть как-то спасает это, с позволения сказать, кино, только та самая летающая техника, ради которой всё и затевалось. Все эти ужасающие десять миллионов бюджета (на что! на что пошли эти деньги! надеюсь, на гонорары Арманду Ассанте, так хоть не настолько обидно за раскошелившееся ОКБ Сухого) должны были стать плацдармом для самого вопиющего продакт-плейсмента современности. Нам обещали минимум отечественный «Стелс», хотя бы второй «Голубой гром». А получили — что получили.
Когда на экране начинают показывать класс настоящие, а не киношные русские пилоты, хочется материться. Зачем они украшают собой этот ужасающий маразм? Зачем эти восхитительные боевые машины придают смысл существованию проекта, который и фильмом-то назвать язык не поднимается! Почто нерастраченная ещё гордость советского боевого авиастроения так беззастенчиво используется в каких-то непонятных целях группой товарищей, которым камеру-то доверили по недоразумению. Кто допустил вообще всё это безобразие!
Вот такие, понимаете, возникают вопросы. Есть такое кино, любить которое не позволяет совесть. А есть такое кино, за которое хочется пристально вглядеться в глаза его создателям. А вас, Штирлиц, я попрошу остаться.