В чём ценность жанра экшн-триллер для рядового зрителя? Это возможность прийти в кино и получить удовольствие за свои деньги — динамика, драйв, красота картинки и незамутнённость содержания — смотришь на экран и отдыхаешь. В чём ценность экшн-триллера, вышедшего из рук современного Люка Бессона? Это тот же драйв в своей запредельной ипостаси, в котором экшн, бессмысленный и беспощадный, сливается воедино с незамутнённым ничем посторонним сценарием, погружаясь в пучину бесконечного, чистого, красочного действия из разряда «так не бывает». Этому «так не бывает» никому не приходит в голову верить, но пусть первый, кому станет на просмотре скучно, кинет в него камень. И, наконец, в чём ценность конкретного экшн-триллера «Перевозчик 2» с Джейсоном Стейтамом в роли героического перевозчика Фрэнка Мартина?
«Перевозчик 2», кадры
Вот тут — немного углубимся в подробности.
Казалось бы, ну что такого необычного в персонаже, гоняющем на красивой чёрной тачиле по городу, лысом, не балующем зрителя чрезмерной мимикой, всегда прибывающем вовремя, держащем своё слово, но не дающем невыполнимых обещаний, ласковом бывшем спецназовце, бьющем сильно, но не до смерти, мгновенно находящем решение любой проблемы и отлично умеющем воспитывать детей. По каждому из этих параметров мы с вами можем припомнить с пяток известных актёров и их персонажей, некогда прогремевших в качестве героев одного действия, однако Джейсон Стейтам и его Фрэнк Мартин в этой занятной когорте занимает любопытно-отдельное место, за которое его и любит зритель.
«Перевозчик 2», кадры
Наш перевозчик ходит с каменным лицом, но умеет красиво, не по-киношному дружить, он — наёмник с характером, для которого «другие перевозки» — не способ заработать деньги и не работа, для него это — образ жизни. И в этом образе жизни столько даже не пресловутой харизмы, а простого человеческого обаяния, что дух захватывает. С первого кадра до самого финала.
В этом тонком деле — очарования зрителя — играет свою роль каждая мелочь. Нарочитый чёрный пиджак «только из химчистки», лёгкая небритость, мягкие черты лица в сочетании с твёрдым взглядом, отточенность каждого действия, коронные фразочки и этот замечательный французский инспектор в качестве бэк-вокала.
«Перевозчик 2», кадры
А водит он машину или нет, дерётся ногами или предпочитает кулачный бой, стремится к победе бобра над козлом или не очень, это уже неважно. Зритель такому герою поверит, даже если он окажется астронавтом и полетит спасать землю от нашествия зелёных человечков. Что там у нас сегодня в программе? Террористы? Ну, значит — террористы, подайте их сюда, обои-два.
Благодаря бронебойному обаянию гравгероя ни одному разумному человеку не придёт в голову в здравом уме и твёрдой памяти разбирать физическую возможность использования вируса для локального отстрела участников международного саммита, подвергать переосмыслению закон всемирного тяготения по факту снятия крюком от крана приделанного к днищу автомобиля взрывного устройства или начинать рассуждать, сколько костей должно уцелеть у человека после эдакого приземления на крышу легковушки. Да, Люк наш Бессон в качестве сценариста не шибко балует молодёжь цитатами из учебника логики, механики и медицины катастроф, зато он а) не мешает сверкать нашему перевозчику и б) делает всё от себя зависящее, чтобы оный перевозчик развернулся во всей красе.
«Перевозчик 2», кадры
Для этого, кто понимает, требуется: оператор со специфической манерой подачи кадра — чтобы «и всё заверте», монтажёр со стажем и вкусом к зубодробительному движению, композитор, производящий могучий звукоряд с там-тамами и гитарными зарубами, а также постановщик трюков, который бы задал такого жару, что ух.
Тот, кто побывал на просмотре, со мной согласится — всех трёх составляющих успеха милого нашей душе перевозчика со стажем в фильме присутствует масса, а посему — главное не сплоховать в мелочах, и получится у вас на выходе — замечательное, бодрое кино.
«Перевозчик 2», кадры
Нет, конечно, на этом плюсы фильма не заканчиваются — вот вам целая галерея персонажей второго плана, делающих своё дело с достоинством и обаянием, вот отличная отечественная локализация, вот антагонисты в числе итальянского лётчика, немецкой медсестры и русского вирусолога. Бегают, прыгают, любо-дорого.
Присутствуют в представленном на суд любезной публики и некоторые недостатки разной степени крупности: эпизод с самолётом, несущий явные следы синдрома «не хватило денег», странные недоведённости отрицательных персонажей до логичного финала — городили с барышней о двух автоматах, городили, а вдруг пшик — и нету; махали конечностями в стиле кендо — а всё равно катались потом на борту злосчастного самолёта аки дети малы в дворовой драке, да и мелькающая порой джекичановщина, как известно, не к лицу воину. Однако главное остаётся главным — на экране деловитый доставщик, если нужен такой — обращайтесь, любые перевозки, доставка в срок гарантируется.
Поздравляю всех присутствующих с появлением на экране очередного очень недурственного боевика. Осталось дождаться, когда фактуру Джейсона Стэйтама применят в по-настоящему дорогом грандиозном проекте, вот тогда зритель будет удовлетворён по полной программе. Впрочем, у нас же есть, как минимум, Гай Ритчи и его близлежащий «Револьвер». До встречи в кино.