С чем только не успели сравнить военно-полевой проект Фёдора Бондарчука «9 рота» с момента появления в лентах информационных агентств первых сообщений о выходе фильма в широкий прокат — от имён и фамилий рябит в глазах. И имена-то какие: Коппола, Стоун, Спилберг, далее везде. Не вдаваясь в подробности того, что многие авторы понапутали тёплое с мягким и в военные блокбастеры поназаписали многое, что только формально содержит в себе камуфляж и автоматическое оружие, главное тут соблюдено, в новейшее время отечественный кинематограф в процессе своей реинкарнации не раз обращался к военной теме, но того, что можно назвать масштабным военным историческим боевиком, у нас ещё не снималось.
И бюджеты такие подоспели только к этому году, и школа технических киноспециалистов, способных снимать по-настоящему на мировом уровне появляется у нас просто здесь и сейчас. Рано или поздно на место исторического гламура «Турецкого гамбита» должен был заступить фильм куда более серьёзный как технически (ох уж эти «спецэффекты»), так и идейно. И Бондарчук, чей отец снял одни из лучших военных фильмов советской эпохи, под эту задачу очень подходил.
«9 рота», кадры
Бюджет солидный, масштабы — серьёзные, авторский замах на целую эпоху последней войны Советского Союза, сверхзадача снять масштабное кино о личном подвиге, двух с половиной часовое полотно об одной из сильнейших армий того времени — от военкомата, минуя учебку, воздушным мостом до Кандагара и дальше — навстречу героической гибели.
Как все опасались, что замах будет на десять рублей, а удар не выйдет и на копейку. Сколько раз мы уже наблюдали патетические рассказы про «патриотический кинематограф», под чью сурдинку разные товарищи ладно пилили бюджеты, а на выходе получался невыносимый пшик очередных «Зеркальных войн». И какое же счастье посетило многих на десятой минуте просмотра, когда стало понятно — бюджеты не пилили, актёры играли, вертолёты летали, оператор (а не сапожник, которому свадьбу деревенскую запечатлевать, а не кино) снимал, а режиссёр-продюсер не только вылез покрасоваться в кадре и поорать в мегафон, а действительно — создавать мировоззренческое кино, кино о целом поколении.
И у него не только хватило смелости за такое взяться, но и таланта эту задачу поднять и с честью пронести до самого финала. Не буду смело утверждать, что таланта не меньшего, чем у Бондарчука-старшего, но всё-таки — крепкая, сильная режиссёрская работа мимо зрителя не пройдёт.
Полотно действительно получилось эпическое, причём не масштабами — об этом будет во второй части — а именно подходом. Последовательно, размеренно, без рывков, натяжек и натужных «спецэффектов», перед нами раскрывается судьба участника одного локального военного конфликта — зачем туда шли, как из них делали солдат, куда они потом попадали и как там гибли.
«9 рота», кадры
Любопытный способ создания коллективного портрета эпохи был заметен ещё в ролике — огромное количество совершенно разных главных героев и ни единого самого главного, в результате — перед зрителем дотошно выстраивается портрет Безымянного Солдата той войны. Даже практическое отсутствие имён у главных героев, на которое уже слышно столько жалоб, на самом деле просто такой тонкий сценарный инструмент — смешать образы, характеры, дружбу и вражду в единое целое, а потом убить. Всех и каждого. С замахом — ранить сердце зрителя, который должен к тому времени неминуемо почувствовать себя в толпе рядовых необученных, которым так мало осталось жить после пересечения афганской границы.
А там — гром, молния, авария подбитого из «стингера» транспортника, ночные перестрелки, капитан-разведчик, вытаскивающий их товарища по учебке из окружения на дальнем блокпосту, зенитная установка, лупящая в идущего в полный рост врага, взрывы, огонь и снова, который раз — смерть.
«9 рота», кадры
Общий фатализм картины, заявленный куда раньше начала премьерного сеанса, не позволил по-настоящему имперсонировать ни одного из главных героев, эти люди-образы перестают быть таковыми лишь в особом случае. Даже Хохол в исполнении самого Бондарчука овеществлён лишь наполовину, он всё равно — образ, а не персонаж. Среди немаленького списка главных, второстепенных и эпизодических ролей, которые указаны в титрах, можно встретить отечественных звёзд разной величины, негодяев и героев всех калибров, но в фильме есть всего два Персонажа с большой буквы, по которым «9 роту» и будут вспоминать.
Первый, конечно же, прапорщик Дыгало, которого сыграл Михаил Пореченков. Где-то это классический «сержант», знакомый киноманам всего мира по лучшим экранизациям военно-тренировочной тематики: подготовка рядового необученного и лепка из него отличного бойца с решимостью на лице это задача непростая, и без личности тут не обойтись, абстракциями не отделаться. Где-то это и куда более родной нам персонаж ветерана, который рвётся в бой, страдая от пустоты, которую подарило ему прошлое, так что единственной целью прапорщика Дыгало становится подготовка молодых пацанов, которым завтра в бой, желание подарить им лишним марш-броском шанс на выживание, на победу над этой войной и самим собой.
«9 рота», кадры
Насколько необъятные возможности этого момента сценария сумел воплотить в жизнь режиссёр — это каждый решит для себя, а пока стоит просто отметить, что за исключением пары-тройки эпизодов, прапорщик Дыгало смотрится невероятно органично, играет на взводе, с достойной энергией, а потому — ему веришь. Как веришь в массе и остальным его призракам-отражениям — Хохлу, капитану-разведчику, капитану Быстрову.
Второй же персонаж — это конечно же Белоснежка, единственный женский образ фильма, образ бесконечной щедрости, бесконечной глупости, бесконечной красоты и бесконечного уродства Родины — вечной девственницы-проститутки, богини и падшей женщины, второй которой нет. Может быть — в других гарнизонах, странах, на других планетах, но у нас она — вот такая, Мартышка Тарковского, которую чумовыми взглядами в рапиде поедают глазами совершающие марш-бросок воины, как их упорно именует прапорщик Дыгало.
«9 рота», кадры
В результате, пронизанное пунктиром подобных персонажей, закреплённое на скелете судеб отдельно взятого взвода, склеенное воедино полотнами батальных сцен, кино получилось порождающим сильные эмоции, в достаточной степени коммерческим, но при этом заставляющим думать, и потому — при всех его заметных глазу недостатках, о которых — ниже, необходимо признать, что ничего подобного за последнее время (лет двадцать, не меньше) у нас не снимали, и ажиотаж у кинокасс, который уже можно наблюдать собственными глазами, удивления в данном случае не вызывает. Более того, будем надеяться, что в данном случае мы получим новый рекорд отечественной кинокассы, тем более что для окупаемости столь дорогого проекта (по разным данным бюджет фильма составляет от 7 до 10 миллионов долларов) иного выхода у его создателей просто не остаётся.
До встречи в кино.
1559 Прочтений • [9 рота: Афган, каким мы его потеряли] [16.09.2012] [Комментариев: 0]